Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
130

VІІІ. Выбор схимнического имени

Похоже, что Паисию было оставлено иноческое имя (Паисий), поскольку оно было дано ему старцем Василием, которого
особенно почитали как постригающий, так и постригаемый.
Не поменял имени в схиме и схиархимандрит Глинской пустыни Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш, 1889–1974).
В 1908 г. он был посвящен в рясофор без изменения имени,
в 1918 г. — в малую схиму с именем Андроник, в 1938 г. —
в великую схиму с сохранением прежнего монашеского имени (Андроник). Позднее (после 1948 г.) он постригает в схиму
бывшего афонского монаха, архимандрита Афанасия, опять-таки, не меняя ему имени (см.: Варвара Пыльнева, 2010, с. 18–32;
ср. несколько отличающиеся датировки: Маслов, 2001).
Точно так же не поменяла имени в схиме игумения Варвара
(Валентина Алексеевна Трофимова, 1930–2011), настоятельница Пюхтицкого монастыря. В 1958 г. она была пострижена
в монашество с именем Варвара, в 2010 г. приняла великую схиму с тем же именем. Ср.:
Матушке игумении Варваре при постриге в Великую схиму оставили её прежнее иноческое имя в честь святой великомученицы Варвары (Филарета Калачева, 2010).
В православном календаре только одна Варвара (память 4 декабря), и таким образом здесь не могло быть перемены святого
патрона. И в этом случае сохранение мантийного (малосхимнического) имени объясняется, видимо, особым почитанием святого,
ставшего небесным покровителем при постриге в малую схиму.
Не поменяла имени ни в малой, ни в великой схиме Софья
Михайловна Болотова (1845–1888), первая настоятельница Шамординской обители (см.: Схимонахиня София...). Вслед
за Софией Болотовой не поменяла имени ни в малой, ни в великой схиме и Мария Николаевна Толстая (1830–1912), сестра
Л. Н. Толстого. Как мы уже говорили, сохранение имени при постриге было особенностью Шамординской обители (см. выше,
§ V–2).