Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Три степени монашества: рясофор, малая схима, великая схима

13

1968)3. Эта общая трехступенчатая схема на местах может сокращаться (редуцироваться или нивелироваться).
Так, в греческих монастырях в ХІХ — нач. ХХ в. не было
ни пострига в рясофор, ни пострига в малую схиму, при том что
в греческих евхологиях4 были представлены все три вида пострига: рясофорных послушников (облеченных в монашескую
Если чины пострижения в малую и великую схиму непосредственно связаны друг с другом, т. е. восходят к одному чинопоследованию, то
«чин рясофорного иночества сложился не из чина собственно монашеского пострига (как это было с двумя чинами великой и малой схимы),
а из благословения новоначальным инокам»; в свою очередь, благословение новоначальным инокам испытало затем влияние со стороны пострига
в монашество (Диодор Ларионов, 2013, с. 5; ср.: Пальмов, 1914, с. 87,
313).
Существенно, что при пострижении в рясофор не провозглашаются
в церкви монашеские обеты (обеты послушания и отречения от мира), как
это делается при пострижении в малую и великую схиму. Сам факт вступления в монастырь трактуется как обещание непорочной жизни.
4
Следуя сложившемуся узусу, мы говорим о «евхологии», если речь
идет о греческой традиции, но о «служебнике» или «требнике», если речь
идет о традиции русской. Понятие «евхологий» (εὐχολόγιον ‘молитвослов’)
у греков объединяет понятия «служебник» и «требник»; особого названия для этих богослужебных книг у греков нет. Слово (по)трѣбник / (по)
требник как название книги отмечается со второй пол. XVI в. (Сл. РЯ
XI–XVII вв., XVIII, c. 21; Сл. РЯ XI–XVII вв., ХХХ, с. 105). Слово служебник как название книги впервые, по-видимому, встречается в служебнике митрополита Киприана кон. XIV в., дошедшем до нас в копии кон.
XIV — нач. XV в.; ср. запись писца: «Сии служебникъ преписанъ ѡт грецкыхъ книгъ на русскыи ꙗзыкъ рукою своею. Киприанъ смиреныи митрополитъ Кыевъскыи всеꙗ Руси» (ГИМ, Син. 601, л. 72, ср. л. 132 об.; Буслаев, 1861, стлб. 135; Сл. РЯ XI–XVII вв., XXV, c. 126; относительно
датировки рукописи см.: Соболевский, ІІ, с. 436, 627). Служебник и требник архимандрита Дионисия Зобниновского 1630-х гг. носит характерное название «молитвеныи потребникъ» (РГБ, ф. 173.I, № 183, л. 5 об.,
10), где определение молитвенный передает буквальное значение слова
εὐχολόγιον.
При каких обстоятельствах в русской традиции появилось разделение
служебника и требника как отдельных книг, нам не ясно.
3