Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
3. Сохранение в великой схиме прежнего иноческого имени

129

время, напротив, общим правилом становится изменение иноческого имени в великой схиме. Иногда, однако, этого не происходит.
Так, не изменил имени в великой схиме Паисий Величковский. Паисий был пострижен в мантию (т. е. в малую схиму)
в 1750–1751 г. на Афоне молдавским старцем (схимонахом)
Василием (у которого он раньше жил в валашском Мерлополянском монастыре), получив при постриге имя Паисий (прежде у него было рясофорное имя Платон или Парфений, см.
§ VІІ–2):
Въ то время смотреніемъ Божіимъ пріиде во Святую гору
вышереченный Старецъ Схимонахъ Василій изъ Влахіи
(званъ бѣ отъ нѣкоего велика лица), и обрѣтъ отца нашего въ безмолвіи сѣдяща, пребысть ту дни нѣкія, научая
его и открывая ему о всѣхъ тріехъ чинѣхъ монашескаго
жительства... Отецъ же нашъ моли со слезами блаженнаго
Старца, да облечетъ его въ мантію, и облече: и преименова
его изъ Платона Паѵсіемъ, и бысть его ученик (бѣ же ему
тогда 28 лѣт) (Жит. Паисия, 1847, с. 25).
Между 1763 и 1774 г. Паисий принимает великую схиму
в молдавском монастыре Драгомирна, куда приезжает его друг
иеромонах Алексий, также ученик старца Василия. Алексий постригает Паисия в великую схиму7, не изменив ему имя. Ср.:
И возжела отецъ нашъ, да облечетъ его отецъ Алексій въ
схиму, яко единаго старца бѣста ученицы, еже и бысть.
Обаче имени ему не премѣни, но яко же наименованъ бѣ
отъ старца Василія в мантіи Паѵсіи, тако ему быти въ
схимѣ остави (Жит. Паисия, 1847, с. 37).
7
В житии Алексий назван иеромонахом, а не иеросхимонахом.
Обычно считается, что только схимник может постричь в великую схиму
(см.: Б. Успенский, 2016, с. 90).