Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Возвращение в великой схиме к мирскому имени

127

(1866–1931) стал послушником Ниловой Столбенской пустыни;
в 1910 г. он был пострижен в малую схиму с именем Евфимий,
а впоследствии принял великую схиму с именем Дионисий (см.:
Дамаскин Орловский, 2007, c. 268–269).
Возникает вопрос: не менялся ли в этих случаях патрональный святой при возвращении к крестильному имени в великой
схиме? Ответ на этот вопрос затрудняется тем обстоятельством,
что мы, как правило, не обладаем достаточной информацией, необходимой для его решения (лишь в одном случае мы располагаем такой информацией; о нем будет сказано ниже).
Иногда мы знаем в честь кого был крещен будущий монахвеликосхимник, но у нас обычно нет определенных сведений,
в честь какого святого он был наречен в великой схиме. Таков
случай Софьи Алексеевны: она, несомненно, получила в крещении имя римской мученицы Софии5, поминаемой 17 сентября,
и, возможно, была пострижена в великую схиму во имя той же
святой; вместе с тем, в месяцесловах того времени, наряду с римской мученицей Софией (память 17 сентябя), фигурирует и другая София — мученица египетская (память 18 сентября).
Иногда, напротив, мы знаем, в честь какого святого монах был
пострижен в великую схиму, но не знаем, как правило, кто был
его небесный покровитель в крещении. Таков случай Иннокентия Михайловича Сибирякова (1860–1901): мы достоверно знаем, что он был пострижен (в великую схиму) в честь Иннокентия,
святителя Иркутского (канонизирован в 1805 г.), но мы можем,
вообще говоря, только догадываться, в честь кого он был крещен.
Однако в этом последнем случае для догадок у нас есть основания: Иннокентий Сибиряков родился в Иркутске, где был культ
св. Иннокентия Иркутского. Накануне его рождения, в 1859 г.,
в Иркутске была освящена Николо-Иннокентьевская церковь,
Во время регентства Софии Алексеевны панегиристы обыгрывали
ассоциацию ее имени с наименованием Софии Премудрости Божией (см.:
Богданов, 1999), но это был всего лишь риторический прием. В любом случае невозможно себе представить, чтобы опальная царевна приняла в схиме такое имя.
5