Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
126

VІІІ. Выбор схимнического имени

Дорофей (в миру Дмитрий Анисимович Замятин, 1678–1747),
ставший следующим настоятелем Саровской пустыни, был пострижен в 1708 г. в малую схиму как Дорофей и затем в 1745 г.
в великую схиму как Димитрий; возвращаясь в великой схиме
к крестильному имени, он, по всей вероятности, ориентировался на своего учителя и предшественника. Варлаам Ванатович
(ок. 1680–1751), архиепископ Киевский и Галицкий, в крещении получил имя Василий, в малой схиме Варлаам, в великой
схиме (которую он принял перед смертью, в 1751 г.) стал снова Василием (см.: А. Алексеев, 2003). Схииеромонах Феодор
(в миру Федор Николаевич Пуляшкин, 1758–1842) в 1786 г.
был пострижен в малую схиму с именем Филарет, а в 1826 г. —
в великую схиму с именем Феодор. В 1828 г. в Николо-Берлюковской пустыни на р. Воре Макар Ермолаев, отпущенный
из крепостных крестьян, был пострижен в малую схиму с именем
Афанасий, а в 1841 г. его постригают в великую схиму с прежним именем Макарий (см.: Евмений Лагутин, 2008, с. 191–
192). Затворник Святогорской пустыни (Харьковская губерния)
Иоанн (в миру — Иван Семенович Крюков, 1795–1867) получил в крещении имя Иоанн, в 1833 г. в Глинской пустыни был
пострижен в рясофор без изменения имени, в 1840 г. принял
там же малую схиму с именем Иоанникий, а в 1852 г. постригся
в великую схиму с именем Иоанн, в честь Иоанна Предтечи (см.:
Д.Б.К., 2010, с. 258–260). Иннокентий Михайлович Сибиряков
(1860–1901), сын известного сибирского золотопромышленника, в 1898 г. постригся на Афоне, в русском Андреевском скиту, в малую схиму с именем Иоанн (в честь Иоанна Предтечи),
а в 1899 г. там же принял великую схиму с именем Иннокентий (в честь Иннокентия Иркутского) (см.: Шорохова, 1995,
с. 88)4. В 1905 г. крестьянин Дионисий Иосифович Петушков
Перед постригом в малую схиму он был пострижен в рясофор без
перемены имени (на подворье Свято-Андреевского скита в Петербурге).
Все пострижения — в рясофор, в малую и в великую схиму — производил
его духовный отец архимандрит Давид (в миру Дмитрий Иванович Мухранов, 1847–1931), в дальнейшем известный имяславец.
4