Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Возвращение в великой схиме к мирскому имени

125

с. 164–165; Устрялов, 1858, ІІІ, с. 407; Помяловский,
1909, с. 144).
Свое крестильное имя Софья Алексеевна получила по дню
рождения: она родилась 17 сентября (1657 г.), в день Веры,
Надежды, Любови и матери их Софии (Устрялов, ІІІ, с. 408,
примеч. 14; Помяловский, 1909, с. 126)3.
Екатерина Богдановна Прончищева († 1708 г.), дочь воеводы Богдана Ивановича Иванчина-Писарева, жена стольника
Михаила Ивановича Прончищева и троюродная сестра царицы
Натальи Кирилловны Нарышкиной, судя по всему, вернулась
в великой схиме к своему крестильному имени и была погребена
в московском Страстном монастыре как «схимонахиня Екатерина» (Токмаков, 1897, с. 137–138; ср.: Саитов и Модзалевский,
I, с. 428; Пэнэжко, 2003, с. 69).
Эта традиция, по-видимому, восходит к Юго-Западной Руси
(как мы помним, вообще традиция менять имя в великой схиме
появляется в Великой Руси под юго-западнорусским влиянием;
см. выше § IV–3). Так, Иов Почаевский († 1651 г.), в крещении
Иоанн, в малой схиме Иов, вернулся в великой схиме к своему
крестильному имени (см.: Пидгайко, 2010а, с. 267–268).
Отметим другие примеры такого рода.
Основатель Саровской пустыни Исаакий, в миру Иван Федорович Попов (1869–1737/38 г.), был крещен как Иоанн, в малой схиме стал Исаакием (в 1689 г., в арзамасском Введенском
монастыре), а в великой схиме, которую он принял в Саровской пустыни в 1715 г., вернулся к своему крестильному имени Иоанн (см.: Романенко, 2010, с. 427–428, 430). Его ученик
Любопытно, что память св. Сусанны, в честь которой Софья была
пострижена в малую схиму, приходится на близкие числа — 18 и 20 сентября (см.: Сергий Спасский, ІІ, с. 288, 290). Ср. в этой связи случай ростовского епископа Кирилла (в схиме Кириака), который мы рассматривали
выше (в § IV-7), — даты празднований его патрональным святым не просто обнаруживают чрезвычайную близость между собой, но напрямую совпадают (см. § IV, примеч. ???).
3