Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
122

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

Божественныя Лiтургiи, изшедшимъ намъ изъ Церкве,
братiя отъ невнятiя пременивше имена наша, начаша
звати насъ — его убо Парѳенiемъ, мене же Платономъ.
Шедъ же азъ ко отцу Игумену, известихъ ему о семъ, онъ
же глагола ко мнѣ: «Понеже братiя на постризе не вняша о именахъ вашихъ и пременивше та, нарицаютъ онаго
Парѳенiемъ, тебе же Платономъ, тако убо и называйтеся
и не имѣй о семъ ниединаго смущенiя». Азъ же, поклонився, отъидохъ отъ него и по повеленiю его Платономъ называхся, аще яко неведый силы святаго послушанiя, отчасти и скорбяхъ о семъ, желахъ бо, аще бы возможно было
именемъ, даннымъ мнѣ на постризе, нарицатися. Но видя,
яко уже вси со утвержденiемъ тако мя именуютъ, пребывах миренъ, возлагая вину на мое недостоинство (Паисий
Величковский, 2006, с. 96–97).
Таким образом, Паисий Величковский, который в крещении
получил имя Петр, при пострижении был наречен Парфением, но в результате описанного недоразумения стал называться Платоном и именовался так вплоть до своего пострижения
в мантию (т. е. в малую схиму), когда он стал Паисием. Паисий
был пострижен в рясофор в 1741 г. в Медведковском монастыре
под Чигирином, в мантию — в 1750–1751 г. на Афоне в монастыре Пантократор, в схиму — между 1763 и 1774 г. в молдавском монастыре Драгомирна (Жит. Паисия, 1847, с. 25, 37; см.
также ниже, § VIII–3).