Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Провиденциальные основы определения иноческого имени

121

Евангелие, и во время пострига предложено было о. Григорию взять из трех бумажек одну. Оказалось имя Геронтий.
27 февраля [1912 г.] из о. Григория был уже священноинок Геронтий (Геронтий Лакомкин, 1997, с. 67).
Как видим, все три имени, предложенные для выбора, начинались на ту же букву, что и мирское имя постриженника. В отличие от цитированного выше указания митрополита Киприана (см. § VI-1), выбор имени не принадлежит в данном случае
постригающему клирику5, последний может лишь предложить
имя, но не настаивать на нем; другое имя было предложено собором Нижегородской епархии, третье — будущим постриженником.
В только что описанной процедуре особенно отчетливо проявляется представление о связи иноческого имени с Божественным предначертанием. Обращение к жребию для выяснения
Божьей воли ближайшим образом напоминает при этом «Божий
суд», практиковавшийся в Древней Руси (Б. Успенский, 2010,
с. 195–197, 227–229, а также с. 232–233, примеч. 7; Б. Успенский, 1998: 286–307)6.
В этой перспективе любопытен рассказ Паисия Величковского (1722–1794) о том, как ему и его другу перепутали имена
при пострижении в рясофор (в 1741 г.):
Егда же постригаше насъ, даде предреченному послушнику, съ нимже въ единой келлiи пребывахъ, на постризе имя Платонъ, мнѣ же Парѳенiй. По совершенiи же
Им был Иннокентий Усов (1870–1942), старообрядческий епископ Нижегородский и Костромской.
6
Обращение к жребию для выбора иноческого имени может наблюдаться в настоящее время в Русской православной церкви. По сообщению
матери Анувии (в миру Наталия Матвеевна Виноградова) из московского
Иоанно-Предтечинского монастыря, такая практика существует в этом монастыре: имена будущих монахинь (при пострижении в малую схиму) пишутся на билетиках, и каждая из них таким образом выбирает свое имя.
5