Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
12

І. Общие предпосылки

носят рясу и обычно камилавку)1, м а н т и й н ы е монахи, принявшие малую схиму или малый иноческий образ (они носят
мантию и клобук) и, наконец, в е л и к о с х и м н ы е монахи, принявшие великую схиму или великий иноческий образ (их отличают куколь и нашитые кресты на мантии)2. Каждый из этих видов
предполагает особое посвящение, которое в принципе сопровождается пострижением.
Соответственно, существуют три вида монашеского пострига (пострижение в рясофор, в малую и в великую схиму), которые мыслятся как ступени духовного совершенствования.
Эти три вида пострига представляют собой результат развития единого некогда обряда, который со временем разделился
на несколько обрядов, соответствующих последовательным стадиям принятия духовных обетов (см.: Пальмов, 1914; Ваврик,
1
Слово рясофор имеет два значения: ‘ношение рясы (означающее
принадлежность к монашеству)’ и ‘тот, кто носит рясу’. В первом случае
это слово не имеет формы множественного числа, во втором случае оно
склоняется как одушевленное существительное мужского рода и различается по числу.
В настоящей работе в авторском тексте (не в цитатах!) это слово фигурирует всегда в первом значении.
2
Они называются также схимники. Вообще, когда говорится о схиме без сопутствующего определения, как правило, имеется в виду в е л и кая схима.
Слово мантия может означать не только одежду монаха, но и соответствующую степень посвящения, т. е. малый иноческий образ, малую схиму
(говорят постричь в мантию, мантийный монах). Равным образом слово
схима может означать как степень посвящения (великий иноческий образ,
великую схиму), так и облачение великосхимника (см.: Срезневский, ІІІ,
стлб. 373–374; Горский и Невоструев, ІІІ/1, с. 391, № 402). Ср. в требнике XVI в. (ГИМ, Син. 898): «Послѣдованїе малаго ѡбраза, еже есть
мантїа» (л. 299) и «Чин бываемыи велїкаго аггельскаго ѡбраза, еже есть
схїма» (л. 310 об.).
Схима, великая или малая, может именоваться ангельским образом,
будучи противопоставлена при этом рясофору, который никогда так не называется. Иногда ангельским образом именуется только великая схима,
в отличие от малой.