Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Общий принцип: имя выбирает совершающий постриг

119

въ светыи мньшскыи ѡбразъ облѣче се и свѣть къ свѣтоу
приѥм’ нарече си име Кÿриль (Гривец и Томшич, 1960,
с. 140; ср.: Флоря, 1981, с. 91).
Это происходит в Риме, однако Константин следует, по-видимому, византийской традиции, согласно которой постригающийся в монашество принимал имя, начинающееся на ту же букву,
что и прежнее (см. § VI–2). Предполагается, что имя Кирилл
он принял в честь св. Кирилла Александрийского (Флоря, 1981,
с. 141, примеч. 5).
Сходным образом в житии Авраамия Смоленского говорится,
что святой назвал себя в честь Авраамия Затворника, подвигам
которого он подражает (см. выше):
Сего же ради блаженыи имя нареклъ себѣ, своего святьца
подражая (Розанов, 1912, с. 12; ср.: Федотов, 1973, с. 39;
Литвина и Ф. Успенский, 2005, с. 33–34).
Эти случаи принципиально отличаются от ситуации, когда
постригаемый заявляет о своем желании носить то или иное
имя, не претендуя на провиденциальную с ним связь: он может
п р е д л о ж и т ь свое иноческое имя (хотя и это не всегда допускается, как мы видели в случае с митрополитом Евлогием),
но не может сам в ы б р а т ь его4.
При пострижении в 1902 г. Кирилла (в миру Константин Иларионович Смирнов, 1863–1937), будущего митрополита Казанского (в 1925 г.
номинированного кандидатом в местоблюстители патриаршего престола,
а в 1926 г. избранного русскими епископами в патриархи), имя Кирилл
было дано ему, по его настойчивой просьбе, в честь Кирилла Философа
(см.: Регельсон, 1977, с. 559). Таким образом, он подражает своему святому патрону как в обоих своих именах, светском и иноческом (Константин и Кирилл), так и в самом факте выбора иноческого имени; разумеется,
окончательное решение принадлежало не ему. Подобно Кириллу Философу, он становится миссионером: после пострижения он возглавляет духовную миссию в Урмии (Персия), направленную на обращение несториан
в православие.
4