Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
118

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

называли в ч е с т ь этого человека, но его местное почитание
могло, кажется, определять выбор иноческого имени (когда давалось имя тезоименитого ему святого). Так, вскоре после смерти
Феодосия Печерского († 1074 г.) в Киево-Печерском монастыре
появляется еще один Феодосий († 1156 г., см.: ПСРЛ, І/2, 1927,
стлб. 346); он был игуменом этого монастыря с 1142 по 1156 г.
(Строев, 1877, стлб. 12)2. Вскоре после смерти Варлаама Хутынского († 1193 г.) в Хутынском монастыре появляется другой
Варлаам (в миру Вячеслав Прокшинич, † 1243 г. — ПСРЛ, ІІІ,
2000, с. 79, 297; ср.: Строев, 1877, стлб. 49)3. В Ферапонтовом
монастыре после смерти св. Ферапонта Белозерского († 1426 г.)
появляются другие игумены с этим именем — в первой пол.
XVI и в сер. XVII в. (Строев, 1877, стлб. 82). Скорее всего, все
они были постриженниками соответствующего монастыря (Печерского, Хутынского, Ферапонтова) и там они получили свое
имя — надо полагать, по выбору игумена данного монастыря.
Выше мы отмечали случаи, когда будущий монах настаивает на сохранении своего крестильного имени, но его просьба
не принимается во внимание (см. § V–2).
В житиях святых может говориться, что святой сам выбирает свое иноческое имя. Едва ли можно понимать это буквально:
речь идет, по-видимому, о том, что принятое им имя онтологически соответствует его святости; будучи предопределено, оно
оказывается как бы провиденциальным образом им выбранным.
Так, в житии Константина-Кирилла Философа (гл. XVIII,
5), который принял монашеский постриг в 869 г., сказано, что
Константин сам дал себе имя Кирилл:
Почитание Феодосия Печерского было установлено в 1108 г. (см.:
Голубинский, 1903, с. 51–53), и новый Феодосий, вообще говоря, мог
быть назван в его честь. Не менее вероятно, однако, что он, как и Феодосий Печерский, был назван в честь Феодосия Великого.
3
Официальное почитание св. Варлаама Хутынского относится
к XIV в. (см.: Голубинский, 1903, с. 71); по-видимому, как тот, так и другой Варлаам были названы в честь одного и того же святого — Варлаама
Пустынника (ср. Повесть о Варлааме и Иоасафе; память 19 ноября).
2