Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Общий принцип: имя выбирает совершающий постриг

117

остановился, вспомнив своего доброго приятеля — настоятеля Выдубицкого монастыря под Киевом, архимандрита
Евлогия... Когда я спросил епископа Иринея, какого Евлогия мне праздновать, он мне предоставил свободу выбора, и я решил праздновать ближайшего к постригу... (Там
же, с. 65)1.
Другой пример выбора иноческого имени игуменом, совершающим постриг, дает Житие Авраамия Смоленского (XII в.).
Житие Авраамия — и, по-видимому, его жизнь — в значительной степени строились по образцу его небесного покровителя,
в честь которого он и был пострижен, Авраамия Затворника.
Автором этого жития был ученик и постриженник Авраамия
Смоленского, инок Ефрем. Есть все основания думать, что Ефрем получил свое иноческое имя в честь Ефрема Сирина, который, в свою очередь, был автором жития Авраамия Затворника.
Таким образом, Авраамий Смоленский, по-видимому, выбирает
имя своему ученику, ориентируясь на своего небесного покровителя, Авраамия Затворника (Федотов, 1973, с. 39; Литвина
и Ф. Успенский, 2005, с. 33–34).
Сходным образом, можно предположить, что один из авторов Киево-Печерского патерика, Симон, епископ Владимирский и Суздальский (1215–1226), получил свое иноческое имя
в честь Шимона/Симона Африкановича, фигура которого связана с основанием Киево-Печерского монастыря. Епископ Симон
был постриженником в этой обители (см. подробнее: Ф. Успенский, в печати).
Вообще в древнерусских монастырях монахи могли носить
имя основателя монастыря или же особенно почитаемого члена этой обители. Это не обязательно говорит о том, что монахов
Митрополит Евлогий был пострижен 3 февраля 1895 г. епископом
Тульским и Белевским Иринеем (Ордой). В 1892 г. будущий митрополит
окончил Московскую духовную академию, его кандидатская диссертация
была посвящена Тихону Задонскому (откуда, видимо, и объясняется желание взять иноческое имя Тихон).
1