Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Почитание алфавита у греков и выбор иноческого имени

115

буквой и когда, соответственно, буквам приписывается особое
значение (Б. Успенский, 2002, с. 325–334, § 12.1–12.3).
То обстоятельство, что греческий обычай давать иноческое
имя по созвучию с мирским до второй пол. XIV в. не был широко известен на Руси, позволяет связать его распространение со вторым южнославянским влиянием24. См. выше (§ ІІІ–3)
и ниже (§ ІХ–4) об отражении второго южнославянского влияния в монашеских обычаях.
Возникает вопрос: если интересующий нас обычай был известен во времена Феодора Студита, почему русские не переняли его — в качестве общепринятой практики — от греков вместе с другими монашескими традициями? Возможно, в Византии
было несколько систем выбора иноческого имени, и русские
усвоили в качестве основной одну из них. Не исключено, вместе с тем, что греческие епископы, пришедшие на Русь, стремились подчеркнуть аналогию между монашеством и крещением
(см. выше § IV–9), настаивая, чтобы в обоих случаях имя выбиралось по календарю.

24
О грекофильской ориентации в эпоху второго южнославянского
влияния см.: Б. Успенский, 2002, с. 279–284 (§ 9.3).