Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
2. Почитание алфавита у греков и выбор иноческого имени

113

получил имя Алексий, в рясофоре — Анания, в малой схиме —
Афанасий (см. выше, § ІІІ–3); и т. п. Как мы уже отмечали (см.
§ VI–1), примеры такого рода можно встретить и на Руси (до
XV в.), но их гораздо меньше; вероятно, они объясняются спорадическим греческим влиянием, которое в ту пору не имело еще
(в рассматриваемом аспекте) повсеместного характера.
Выше (в § IV–4) мы цитировали последование великой
схимы в схиматологии афонского Пантелеймонова монастыря
№ 604, л. 4–8 (XV в.), приписываемое Феодору Студиту. Напомним этот текст:
Καὶ κουρεύει αὐτὸν σταυροειδῶς, λέγων οὕτως, μετονομάζων
κατὰ τὸ στοιχεῖον τοῦ ἁγίου ὀνόματος· Ὁ ἀδελφὸς ἡμῶν ὅδε
κείρεται τὴν κόμην τῆς κεφαλῆς...
‘И стрижет его крестообразно, говоря так, переименовывая его по букве святого имени: «Брат наш сей постригается власами главы…»’ (Дмитриевский, ІІ, с. 561).
Едва ли можно сомневаться в том, что здесь говорится об интересующем нас обычае. Если это чинопоследование действительно принадлежит Феодору Студиту, перед нами самое раннее
свидетельство о такого рода правиле21.
Рассматриваемый обычай, возможно, связан с особым почитанием алфавита в Византии. Характерно, что праздник брумалий в Византии, начинавшийся 24 ноября, продолжался 24
дня, по числу букв греческого алфавита. Каждый из этих дней
21
Может показаться, что сходный текст представлен в чине великой
схиме Шереметевского требника XIV в.: «И по имени стрижеть кр[е]стообразно гл[агол]ѧи сице: “Брат нашь онсии стрижеть власы главы своѥꙗ
во имѧ О[т]ца и С[ы]на и С[вѧ]т[а]го [Духа]”» (РГАДА ф. 188, № 819,
л. 43 об.–44). Это недоразумение: слова «по имени» написаны ошибочно вместо «по аминь». Ср. в сербском требнике кон. ХІІІ — нач. XIV в.:
«И по аминь стрижеть и́ кр[е]стоѡбразно сице гл[агол]е...» (РНБ, Гильф.
21, л. 31 об.); аналогично в требнике Антониева монастыря XIV в. (РНБ,
Соф. 1056, л. 37 об.) и т. п.