Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Две традиции выбора иноческого имени

111

с. 487–490)17. Возникает вопрос: какое из этих двух имен князя
было крестильным? Можно было бы предположить, что имя Василий было лишь династическим, тогда как имя Гавриил получено при крещении. Эта проблема решается при обращении к иноческому имени князя — Варлаам; очевидно, что оно было дано
по созвучию с крестильным Василий18.
Особый интерес представляют имена сыновей суздальского
и нижегородского князя Константина Васильевича († 1355 г.).
У него было два сына, у которых совпадали имена — их обоих звали Дмитриями Константиновичами. Старший из них
(† 1383 г.) унаследовал суздальский стол. У него было два имени, Дмитрий и Фома, причем из летописи мы знаем, что Фома —
это крестильное имя князя; следовательно, Дмитрий было именем династическим. Он скончался «во иноческомъ чину», приняв
монашеское имя Феодор (ПСРЛ, VIII, 1859, c. 49; ПСРЛ, XI,
1897, с. 83; ср. § IV–2); как можно видеть, иноческое имя было
ориентировано на крестильное. Другой сын Константина Васильевича, самый младший, Дмитрий Константинович Ноготь,
не получил удела по завещанию отца. Позднее он принял постриг с именем Дионисий (АЮ, I, с. 439, № 63.1; ср.: Экземплярский, II, с. 423, примеч. 1192)19, и есть все основания полагать, что Дмитрий было его крестильным именем — иноческое
Василий Иванович называется Гавриилом Тимофеевичем, так как
его отец Иван Васильевич (Иван III) также имел два имени — Иван и Тимофей.
18
Василий ІІІ был крещен в честь св. Василия Парийского, ср.:
«Мѣсяца Марта въ 25, въ 8 часъ нощи, противу дни собора Архангела
Гавріила, родися великому князю Ивану Васильевичю сынъ отъ царевны
Соѳіи и нареченъ бысть Василей Парійскiй» (ПСРЛ, ХІІ, 1901, с. 190);
память св. Василия Парийского отмечается 12 апреля, собор архангела
Гавриила — 26 марта; Василий ІІІ родился на Благовещение.
Ср. по другому списку: «родися благонадежный великому князю Ивану Василіевичю сынъ отъ царевны Соѳіи и нареченъ бысть Василей Гаврилъ...» (ПСРЛ, ХІІ, 1901, с. 191).
19
Об иноческом имени Дмитрия Константиновича мы знаем из грамоты его вдовы, черницы Марины (АЮ, I, с. 439, № 63.1).
17