Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
110

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

Феодосия Соловая († 1621 г.), вторая жена царевича Ивана Ивановича (сына Ивана Грозного), стала в монашестве Прасковьей (ПСРЛ, ХXXIV, 1978, с. 228; см.: Экскурс ІІ, § 3);
первоначально она носила имя Пелагея, тогда как имя Феодосия получила в связи с выходом замуж за царского сына (см.:
Яковлева, 1955, с. 165, примеч. 98; ср.: C. Веселовский, 1963,
с. 300, примеч. 15; Козляков, 2011, с. 281)16. Не вызывает сомнений, что иноческое имя Прасковья было дано по крестильному имени Пелагея. Ср. показания родословной росписи рода Петровых-Солового и Леонтьевых кон. XVII в.:
…у окольничего Михаила Тимофеевича Петрова была
дочь Пелагея, в иночестве Прасковья, была за царевичем
Иваном Ивановичем (РГАДА, ф. 286 (Герольдмейстерская контора), оп. 1, кн. 241, л. 530–532; мы благодарны
А. П. Павлову за указание этого свидетельства).
В Житии Гурия и Варсонофия, написанном Гермогеном (будущим патриархом) в 1596–1597 гг., упоминается боярский
сын «именем Нестор, по реклом Димитрий» (Гермоген, 1912, гл.
Х). Затем сообщается, что он принял постриг с именем Нектарий, которое очевидным образом соответствует его крестильному имени Нестор.
Опираясь на сказанное, мы можем определять в ситуации
двуименности, какое из имен было получено при крещении. Например, великий князь Василий III († 1534 г.) называется в источниках как Василием, так и Гавриилом — «великим государем
и великим князем Васильем Ивановичем всеа Руси, нарицаемым
по осмодневному обрезанию Гавриилом Тимофеевичем» (Бодянский, 1848, с. 1; см. подробнее: Литвина и Ф. Успенский, 2006,
В одной из своих работ С. Б. Веселовский пишет, что Иван Грозный женил сына «на Прасковье Петровой Соловой, затем развел, постриг
ее и женил сына в третий раз» (C. Веселовский, 1963, с. 426). Таким образом, вторым мирским именем Феодосии Михайловны оказывается здесь
Прасковья, а не Пелагея. Это явная ошибка.
16