Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Две традиции выбора иноческого имени

109

оказывается уместным в тех случаях, когда у одного и того же
лица есть несколько христианских имен (см. выше, § IV–5). Так,
известный старообрядческий деятель Иоанн Неронов (1591–
1670) при постриге получил имя Григорий (см.: Вургафт и Ушаков, 1996, с. 189). Это объясняется тем, что в крещении он был
Гавриилом, хотя был известен как Иоанн, см. в его житии:
И наречено бѣ отрочате во святомъ крещеніи имя Гавріилъ;
по святомъ же крещеніи соизволися отцу и матери преименовати младенца Іоанномъ (Субботин, І, с. 246).
Совершенно так же князь Иван Васильевич Сицкий (†
1608 г.), племянник царицы Анастасии Романовны (жены Ивана Грозного), был пострижен в монахи с именем Сергий, и это
становится понятным, если иметь в виду, что он был крещен Софронием, — имя Иван было не крестильным, а обиходным (родовым, княжеским) именем этого князя. Ср.:
Лета 7116 марта въ 23 день погребенъ рабъ Божiй Князь
Iванъ Васильевичъ Ситскiй, а в крещенiи имя его Софронiй, во иноцѣхъ Сергiй, а преставися въ заточенiи отъ
Царя Бориса въ Кожеозерскомъ монастырѣ (Снегирев,
1843, с. 131).
Жена Василия Шуйского, Мария Петровна Буйносова-Ростовская († 1626 г.), была пострижена с именем Елена, поскольку в крещении она была Екатериной, между тем как имя Мария
она получила, став царицей (см. ниже, Экскурс II, § 2)15.
как Корнилий уговорил принять постриг своего брата: «и шед во свое отечество в Ростов, и увѣща своего по плоти брата именем Акинфия, и приведе и в монастырь, и инока сотвори, и нарекоша имя ему Анфим» (Сергеев,
2005, с. 306). Брат Корнилия получил иноческое имя Анфим по созвучию
не с канонической формой имени Иакинф, а с просторечной Акинф(ий).
15
См. о традиции перемены имени у цариц: Б. Успенский, 1998,
с. 193–194, примеч. 8.