Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
108

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

и мантийное (малосхимническое) имя обычно соответствуют
мирскому, начинаясь на одну и ту же букву. См. подпись иеромонаха Леонтия (Зеленского, 1729–1807), настоятеля русской
посольской церкви в Константинополе, которую нам уже приходилось цитировать (в § ІІІ–2): «Светское — Лука Степанович,
рясофорное — Леонид, мантийное — Леонтий» (А. П. Попов,
1911, с. 14–15).
Поскольку святцы невелики по объему и в них дается лишь
ограниченный набор имен, очевидно, что списки иноческих имен,
о которых мы упоминали выше (§ ІІ–1), могли появиться лишь
после того, как практика выбора монашеского имени по календарю перестала быть доминирующей и распространился обычай
давать имена по созвучию с мирским именем13. При этом постепенно складываются привычные именные пары, когда мирское
и монашеское имена начинают более или менее устойчиво ассоциироваться одно с другим (ср. такие пары, как Иоанн — Иона,
Константин — Касьян, Мария — Марфа, Кирилл — Кириак,
Борис — Боголеп; ср.: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 177).
Мы говорили о практике выбора иноческого имени по созвучию с мирским. По-видимому, можно сказать точнее: иноческое
имя давалось по созвучию с крестильным именем14. Это уточнение
13
Связь иноческого имени с мирским проявляется, между прочим,
в том, что многие монахи празднуют день ангела по мирскому, а не по иноческому имени (см. ниже, § Х–5).
14
Крестильное имя могло быть представлено при этом не в канонической, а в разговорной форме (иноческое имя, напротив, обычно бывает представлено в канонической форме, более или менее соответствующей
церковнославянской норме написания или произношенияя). Так, например, в Московской Руси Ирина обычно получала при постриге иноческое
имя Александра: очевидно, что выбор иноческого имени при этом основывался на форме Арина, а не Ирина. Архимандрит Михаил († 1379 г.), известный как «Михаил, нарицаемый Митяй», который, по замыслу Дмитрия
Донского, должен быть стать митрополитом Киевским и всея Руси (см.
о нем §Х–8), со всей очевидностью получил иноческое имя Михаил по созвучию с мирским именем Митрий — обиходной формой имени Димитрий. В Житии Корнилия Комельского († 1538 г.) рассказывается о том,