Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Две традиции выбора иноческого имени

107

Однако таких случаев не так много: подобная практика не была,
очевидно, сколько-нибудь широко распространена.
Позднее, когда стало принято менять имя в рясофоре (см.
выше, § ІІІ–1), тот же принцип наименования распространяется и на рясофорные имена: в результате как рясофорное, так
кафедре (1187–1193), — Григорием (см. о них выше, § IV–8). В поздней переделке жития Авраамия Смоленского сообщается, что святой был
при рождении наречен Афанасием, а в иноках стал Авраамием (Розанов,
1912, с. 66–67); в других списках жития указано только его иноческое
имя — Авраамий (см. ниже, § VII–1). Под 1206 г. в Новгородской первой
летописи помещается известие о кончине посадника Михалко (Михаила)
Степанича, незадолго до смерти ставшего иноком Митрофаном: «Прѣставися рабъ божии Митрофанъ, а мирьскы Михалько, постригъся у святѣи
Богородици въ Аркажи манастыри маия въ 18, посадникъ новгородьскыи»
(ПСРЛ, III, 2000, с. 50, 246). В Хутынском монастыре при игумене Варлааме новгородец Прокша (т. е. Прокопий) Малышевич († 1207 г.) постригся с именем Порфирий (ПСРЛ, ІІІ, 2000, с. 50, 247), а позднее его
сын Вячеслав († 1243 г.) принял постриг в этом же монастыре с именем
Варлаам (Там же, с. 79, 297). При этом сам основатель и первый игумен
Хутынского монастыря (Варлаам Хутынский, † 1193 г.) получил свое монашеское имя в соответствии с иным принципом, не по созвучию с мирским,
ср.: «Въ то же лѣто [1192 г.] постави цьрковь вънизу на Хутинѣ Варламъ
цьрнець, а мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць» (Там же, с. 40, 231).
Едва ли случайно имя Евфросиния получают при постриге инокини
с такими мирскими именами, как Феодулия или Феодосия — Феодулия, дочь
князя Михаила Всеволодича Черниговского (она известна как св. Евфросиния Суздальская, † 1250 г.) и Феодосия († 1244 г.), дочь князя Мстислава Мстисловича Удатного и жена князя Ярослава Всеволодича. Вместе
с тем, Евфросинией становится в монашестве и Ольга († 1181–1183 гг.),
дочь князя Юрия Владимировича Долгорукого, жена князя Ярослава Владимировича Осмомысла († 1181–1183 гг.), крестильным именем которой
было, возможно, Елена (см.: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 592–593).
В «Повести о Нифонте, епископе Новгородском» иеромонаха Варлаама, созданной в 1549 г., сообщается, что крестильным именем святителя († 1156 г.) было Никита (см.: Кушелев-Безбородко, IV, c. 2–3). Мы
не знаем, насколько эти сведения достоверны; не исключено, что автор
XVI в. реконструировал крестильное имя Нифонта, отталкиваясь от его
иноческого имени, т. е. исходя из того, что имя при постриге должно выбираться по созвучию (ср. выше, примеч. ???).