Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
106

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

ловчий Борис Васильевич Дятлов (А. Алексеев, 2006, с. 59; ср.
с. 113, примеч. 196). В 1598 г. в Саввино-Сторожевском монастыре был игумен Боголеп (Строев, 1877, с. 167). В 1605 г.
имя Боголеп принял при постриге на смертном одре Борис Годунов (ПСРЛ, XXXIV, 1978, с. 241). В 1639 г. с этим именем
постригся Борис Васильевич Львов, († 1675 г.), ставший строителем Кожеозерского монастыря, автор Жития Никодима Кожеозерского (см.: Понырко, 1992, с. 140–141). Известен, наконец,
святой с этим именем — Боголеп Черноярский (в миру Борис
Яковлевич Ушаков, 1647–1654 или 1659); он принял это имя
в великой схиме, ожидая скорой кончины (см.: Романова и Андроник Трубачев, 2002, с. 455–456)10. Мы не знаем вообще ни
одного Боголепа, который не был бы в миру Борисом11.
Мы можем заключить, таким образом, что обычай давать иноческое имя по мирскому стал доминирующим и общепринятым
на Руси во второй пол. XIV — нач. XV в. В какой-то мере этот
обычай, видимо, мог быть известен и раньше: и в предшествующий период иноческое имя иногда начинается на ту же букву,
что мирское, и вряд ли такое совпадение является случайным12.
10
Почитание Боголепа Черноярского началось сразу после его смерти, местная канонизация относится ко второй пол. XVIII в. Определением Поместного собора Русской церкви в 1918 г. его имя включено в Собор
всех святых, в земле Российской просиявших (празднуется во 2-ю неделю
по Пятидесятнице). В принципе это делает возможным использование имени Боголеп как крестильного; тем не менее, фактически оно является иноческим именем и, насколько мы знаем, не дается при крещении. Фамилия
Боголепов — скорее всего, искусственная (духовного или же иноязычного
происхождения).
11
Сказанное, разумеется, не означает, что в эту эпоху всякий человек, носивший в миру имя Борис, непременно становился в монашестве
Боголепом. Так, друг юности Иосифа Волоцкого, окольничий Борис Кутузов († 1501 г.), в конце жизни постригся в Иосифовом монастыре с именем
Авраамий (Леонид Краснопевков, 1863, с. 4; ср.: Невоструев, 1865, с. 7,
примеч. 26).
12
Так, новгородский архиепископ Илия (1165–1186) становится в монашестве Иоанном, а брат его Гавриил, сменивший Илию на новгородской