Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Две традиции выбора иноческого имени

105

букву, что и крестильное, уже требовал некоторого коммен­
тария.
Вместе с тем, митрополит Киприан в ответах игумену Афанасию (1390–1405) возражает как против обычая давать имя
монаху по календарю, так и против обыкновения давать ему имя,
исходя из мирского имени, считая, что выбирать имя должен совершающий постриг игумен, независимо от этих критериев:
Егда же ли чернца пригодится стричи и имя ему нарицати, несть в том узаконоположено, еже или дни того святого имя нарещи, или пакы и с мирьского имени, но якоже
игумен въсхощеть и повелить (РИБ, VI, № 32, стлб. 262).
Тем не менее, вопреки Киприану, традиция давать иноческое имя по созвучию с мирским оказалась достаточно устойчивой и продолжается по сей день.
Заметим, что эта традиция находит свое отражение в создании новых иноческих имен. Таким образом объясняется появление имени Боголеп. Оно было образовано искусственно в силу
необходимости подыскать антропонимическую пару для крестильного имени Борис. Дело в том, что Борис было единственным именем в святцах, начинающемся на букву б, и это обусловило калькирование имени Феопрепий (память 23 марта и 22
августа).
Имя Боголеп появляется, по-видимому, относительно поздно.
Так, это имя получил в монашестве князь Борис Иванович Горбатой († 1538 г.) (Леонид Кавелин, 1879, с. 83). В сер. XVI в.
священноинок Боголеп (в миру Борис) был строителем Троицкого Сергиева монастыря в Великих Луках. Он постриг в монашество Мартирия (в миру Мина, † 1603 г.), основавшего в 1560е гг. Троицкий Зеленецкий монастырь. Мартирий рассказывает
о Боголепе в своих автобиографических записках (И. Бычков,
1897, с. 343; Крушельницкая, 2005, с. 678); см. о нем также в Житии Мартирия (Кушелев-Безбородко, IV, с. 52–53).
В 1559 г. с именем Боголеп принял постриг великокняжеский