Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
104

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

Житие Сергия было написано в нач. XV в.7; ясно, что к этому времени окончательно установился уже обычай давать иноческое имя по мирскому8.
О выборе иноческого имени по календарю сообщает и житие Евфросинии Суздальской. Здесь рассказывается, что после пострижения дочери князя Михаила Всеволодича Феодулии
(† 1250 г.) ее небесной покровительницей стала св. Евфросиния
Александрийская (память 25 сентября и 15 февраля), причем
составитель жития счел необходимым специально объяснить, что
иноческое имя было выбрано по дню пострига:
Видѣв же игумениа непреложныи разум отроковицы, рада
бывъ..., и прият ю по обычаю, и Феодулию проименова
Еуфросиною, бѣ бо в тои день мѣсяца септевриа 25, творится паметь Змарагду, преподобныя Еуфросинии Александрѣискыя (Клосс, ІІ, с. 383)9.
Надо полагать, что ко времени составления жития (XVI в.)
сам факт выбора иноческого имени, начинавшегося не на ту же
7
Древнейшая редакция Жития относится к 1417–1418 гг. (см.:
Дробленкова, 1988, с. 330).
8
Инерция этого обычая настолько велика, что в поздних источниках иноческие имена могут домысливаться задним числом. Мы упоминали в свое время о княгине Марии Шварновне, жене Всеволода Большое Гнездо, которая
приняла постриг, не изменив имени, что специально оговаривается в летописях (см.: § V–1). Между тем, в Степенной книге в соответствующем месте ей
приписывается факт изменения имени — «и пострижеся во иноческій чинъ,
и претворено бысть имя ей Марфа» (ПСРЛ, XXI/1, 1908, с. 228, ср. с. 229).
В приделе Благовещения владимирского Успенского монастыря имелась надгробная плита с именем Марфы Шварновны (см.: Карамзин, III, примеч. 62
[стлб. 27]). Эта неверная информация отразилась у Барсукова (Н. Барсуков,
1882, стлб. 352). См. в этой связи: Литвина и Ф. Успенский, 2006, с. 576.
Сходным образом Антонию Печерскому в позднем летописании могло
приписываться мирское имя Антипа (см. выше, § V, примеч. ???).
9
Именем Смарагд, согласно житию, Евфросиния Александрийская
назвалась при поступлении в мужской монастырь.