Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Две традиции выбора иноческого имени

103

не съ имени [т. е. не по мирскому имени], но вън же [=
в он же] день, аще котораго святого память прилучишеся, в то имя прорицаху постригающемуся имя (Клосс, І,
с. 310; ср.: ПСРЛ, ХІ, 1897, с. 132).
Если бы принималось во внимание мирское имя постригаемого (как это стало обычным впоследствии), Варфоломей мог бы
получить в монашестве имя Вакх: это имя отвечало бы как традиции давать иноческое имя по святцам (по имени святого, приходящегося на день пострига), так и традиции называть монаха
по созвучию с мирским именем. Этого не произошло — очевидно,
потому, что эта последняя традиция была попросту неизвестна
постригающему Сергия игумену Митрофану.
Далее в том же житии рассказывается, как к Сергию приходит брат его Стефан вместе со своим младшим сыном (племянником Сергия) Иваном, 12-летним отроком, и просит постричь его
в иноческий чин. В Никоновской летописи, куда вошло житие
Сергия, читаем:
Игуменъ же Сергей постриже его и нарече ему имя иноческое Феодоръ; тако бо даваху имена сплоха не с ымени
[т. е. не по мирскому имени], но въ который день святаго
постригаху, того и имя нарицаху постригающемуся; сице
же и сего на паметь святаго Ѳеодора Трихины постригоша и имя ему иноческое даша Ѳеодоръ (ПСРЛ, ХІ, 1897,
с. 137–138; ср. Клосс, І, с. 329)6.
Речь идет о Феодоре Симоновском († 1395 г.), в дальнейшем
основателе и игумене московского Симонова монастыря и архиепископе Ростовском.
Память св. Феодора Трихины отмечается 20 апреля. У Епифания
Премудрого (в древнейшей редакции жития) сказано только: «Игуменъ
же Сергий постриже его и нарече имя ему въ мнишеском чину Феодоръ»
(Клосс, І, с. 329, ср. с. 352, 402).
6