Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
102

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

Равным образом в житии Сергия Радонежского, написанном
Епифанием Премудрым, говорится, что игумен Митрофан дал
Варфоломею — таково было мирское имя Сергия — иноческое
имя Сергий по календарю, а не по созвучию с мирским именем,
ибо тогда был такой обычай; автор жития отрицательно относится к этому обычаю, считая его неправильным. Согласно житию,
игумен постригает Сергия 7 октября 1337 г.
на память святыхъ мученикъ Сергиа и Вакха. И наречено бысть имя его въ мнишеском чину Сергий: тако бо тогда нарицаху сплоха [т. е. неправильным образом]5 имена
Отдельные случаи такого рода практики — выбора иноческого имени
по дню пострижения или же, напротив, выбора дня пострижения в соответствии с предназначенным именем — наблюдаются и позднее. Так, архимандрит Иакинф Бичурин (в миру Никита Яковлевич Бичурин, 1777–
1853), известный синолог, был пострижен с именем Иакинф 18 июля
1800 г. в день св. мученика Иакинфа Амастридского. Савва (в миру Иван
Михайлович Тихомиров, 1819–1897), архиепископ Тверской и Кашинский, был пострижен 1 октября 1848 г. в день преп. Саввы Вишерского
с именем Савва. Сергий (в миру Иван Александрович Спасский, 1830–
1904) архиепископ Владимирский и Суздальский (знаменитый агиограф), был пострижен с именем Сергий в Сергиев день 5 июля 1858 г.
в Ипатьевском монастыре; в другой праздник св. Сергия, 25 сентября
1861 г., он был возведен в Троице-Сергиевой лавре в сан архимандрита (Преосвященный Сергий..., 1889, c. 53–54). Схиархимандрит Гавриил (в миру Гавриил Михайлович Зырянов, 1844–1915) был пострижен
в малую схиму 13 августа 1874 г. с именем Тихон в честь Тихона Задонского — в день памяти этого святого (позднее он принял великую схиму,
вернувшись к своему крестильному имени Гавриил; см. ниже, § VIII–2).
Серафим (в миру Василий Федорович Зализницкий, 1953 г. рожд.), епископ Украинской православной церкви Московского патриархата, был пострижен в малую схиму с именем Серафим, в канун праздника Серафима Саровского, 31 июля 1994 г. нового стиля, с тем чтобы на следующий
день — в самый праздник — быть поставленным в епископы (см. о нем
выше, § IV–6).
5
Ср. рус. диалектное сплóха, сплохá ‘по оплошности, ошибкой’
(Даль, ІІІ, стлб. 445–446).