Иноческие имена на Руси

Успенский Б.А. Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. -М.:Институт славяноведения РАН; СПБ.:Нестор-История, 2017. -344 с.

Содержание

От авторов

І. Общие предпосылки

ІІ. Изменение имени в малой схиме как общая практика

ІІІ. Изменение имени при пострижении в рясофор

ІV. Изменение имени при пострижении в великую схиму

1. Практика регулярного изменения имени при пострижении в великую схиму как поздний обычай на Руси

2. Менялось ли имя при предсмертном пострижении в великую схиму?

3. Изменение имени при пострижении в великую схиму в Юго-Западной Руси

4. Изменение имени при пострижении в великую схиму у греков: вопрос о Схиматологии Феодора Студита. Казус Варлаама и Ефрема Печерских

5. Примеры изменения имени при пострижении в великую схиму у греков и южных славян

6. Возвращение к прежнему иноческому имени при оставлении великой схимы

7. Исключительные случаи перемены имени в великой схиме в Древней Руси; Кирилл Ростовский, Геннадий Гонзов, князь Иван Федорович Мстиславский, княгиня Ирина Ярославская, Дамиан Юрьегорский

8. Примеры, которые могли бы выглядеть как изменение имени в великой схиме, однако таковыми не являются. Казусы новгородских архиепископов Ильи (Иоанна) и Гавриила (Григория), тверской княгини Анны (Кашинской) и нижегородской княгини Анастасии (Василисы)

9. Некоторые обобщения. Почему ранее имя могло меняться только один раз, не меняясь при последующих пострижениях? Ассоциация монашеского пострига с крещением. Вопрос о влиянии Юго-Западной Руси на великорусскую церковную традицию в XVII в

V. Сохранение мирского имени при монашеском постриге

VІ. Как выбиралось имя при пострижении: формальные основания выбора

VІІ. Кто выбирал имя при пострижении: процедура выбора

VІІІ. Выбор схимнического имени

ІХ. Монашеский именослов (особенности иноческих имен)

Х. Иноческие имена в быту

Экскурс І. Предсмертный постриг в Древней Руси

Экскурс ІІ. Другие ситуации, обусловливающие принятие монашества

Экскурс ІІI. Историографические мифы: мнимые схимнические имена

Цитируемая литература

Условные сокращения

Указатель имен

Сведения об авторах

OCR
1. Две традиции выбора иноческого имени

101

Так, в Никоновской летописи, составленной в XVI в., мы находим следующее сообщение о смерти княгини Феодосии, в иночестве Евфросинии, матери князя Александра Невского (под
1244 г.):
...преставися великая княгини Ярослава Всеволодичя
Феодосіа въ Новѣградѣ, и положена бысть въ Юрьевѣ
манастырѣ, а во мнишескомъ чину наречена бысть Еѳросиніа, понеже тогда даваху имена не съ перваго слова [т. е.
буквы], но въ который день постризашеся кто во иноци,
того дни и имя даваху, или потомъ в той же день (ПСРЛ,
Х, 1885, с. 129).
Из этого сообщения следует, что обычай давать имя монахам на ту же букву, что и мирское имя постриженника, установился — в качестве общеупотребительной практики — на Руси
не сразу (ср.: Сазонов, 1994, с. 18–19). Ранее же, согласно летописи, имя по преимуществу давали по святцам, т. е. монах
обычно получал имя того святого, память которого приходится
на день пострига4.
вопроса. Войновский монастырь, основанный Павлом Прусским в 1848 г.
(первоначально мужской, а затем женский), до начала Первой мировой
войны был федосеевским, потом стал поморским (см.: Половинкин, 1998).
Мать Антонина родилась в Казани, потом жила в Москве в федосеевской
общине при Преображенском кладбище. В Войново она приехала до Первой мировой войны.
4
По календарю получил иноческое имя и новгородский архиепископ
Василий (в миру Григорий) Калика († 1352). Летопись сообщает, что он
принял постриг в январе 1331 г. (ПСРЛ, ІІІ, 2000, с. 99, 342); по-видимому, это случилось 1 января, в день св. Василия Великого, откуда и объясняется имя Василий; ср. выше (§ V–3) о постриге В. Г. Григоровича-Барского. Новгородская летопись сообщает о смерти в 1247 г. знатного новгородца
Константина Вячеславича: «преставися рабъ Божии Костянтинъ Вячеслаличь, а чернечьское имя Анкюдинъ» (ПСРЛ, ІІІ, 2000, с. 79, 304); мы можем догадываться, что имя Анкиндин было выбрано по календарю, хотя
не исключено, что были какие-то другие, неизвестные нам критерии.