Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
* * *
Концепция «Москва — третий Рим», восходящая к пере­
работке «Изложения пасхалии», получает затем дальнейшее
развитие в так называемом «Послании на звездочетцев» (или
«Послании о планитах и о зодеях. . . » ) старца Филофея, ино­
ка Псковского Елеазарова монастыря, написанном около 1523 г.
и адресованном дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину ( | 1528 г.),
эмиссару московского великого князя в Пскове (Идея Рима. . .,
с. 135-161; Малинин, 1901, прилож., с. 37-47). На основе это­
го сочинения в первой половине XVI в. составляются поучения,
обращенные к государю (Василию III или Ивану IV), где гово­
рится о роли Русского государства во всемирно-историческом
процессе; эти поучения т а к ж е приписываются Филофею. В
1541-1542 гг. «Послание на звездочетцев» включается в «Вели­
кие Минеи Четий» митрополита Макария и приобретает таким
образом более или менее официальный статус (ср.: Гольдберг,
1974, с. 7 5 ) .
35

Здесь читаем: «Да веси, христолюбче и боголюбче, яко вся
христианская царства приидоша в конець и снидошася во еди­
но царьство нашего государя, по пророчьским книгам, то есть
Ромейское царство. Д в а убо Рима падоша, а третий стоит, а че­
твертому не быти» (Идея Рима. . ., с. 147, ср. с. 152, 157, 158;
Малинин, 1901, прилож., с. 4 5 ) . И далее развивается апока­
липтическая тема, намеченная в «Изложении пасхалии»: апо­
калиптическая Ж е н а , преследуемая Змием, который испускает
воду, чтобы потопить ее (см.: Откр. XII, 1-17), толкуется здесь
как истинная христианская вера, которая спасается от неверия.
Ср.: «По великому же Богослову: жена оболчена в солнце, и лу­
на под ногама еа, и чядо в руку еа, и абие изыде змий от бездны,
имея глав 7 и седмь венець на главах ему, и хотяше чядо жены
пожрети, и даны быша жене криле великаго орла, да бежит в
пустыню, змий же из уст своих испусти воду. . ., д а ю в реце по­
топит; воду глаголеть неверие. Видиши ли, избранниче Божий,
яко вся христианская царства потопишася от неверных, токмо
единаго государя нашего царство едино благодатию Христовою
36