Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
* * *
Действительно, в первоначальной версии «Изложения пас­
халии», как показали новейшие исследования, Константинополь
называется не «новым Римом», а «новым Иерусалимом», и это
определяет соответствующее восприятие Москвы (см.: Тихонюк,
1986, с. 55). Вместе с тем, выражение «новый Рим» (примени­
тельно к Константинополю) появляется в переработке «Изло­
жения пасхалии», выполненной в 1495 г. — когда эсхатологиче­
ские переживания теряют свою актуальность — в кругу игумена
Троице-Сергиева монастыря Симона Ч и ж а (см. там ж е ) . В том
же году игумен Симон становится митрополитом московским,
и это обстоятельство д о л ж н о было способствовать принятию и
распространению именно такого ч т е н и я .
9

Знаменательно при этом, что поставление Симона в митропо­
литы совершалось по новому чину, который разительно напоми­
нал поставление патриарха в Константинополе (СГГиД, II, с. 26,
№23; ср.: Минь, P G , CLV, стлб. 141-142; см. в этой связи: Голубинский, II, 1, с. 610-612; Карташев, I, с. 393-394); этот новый
чин поставления, несомненно, воплощает ту же идею, которая
была провозглашена в «Изложении пасхалии», т. е. восприятие
Москвы как нового Константинополя. Митрополит символиче­
ски получал власть от великого к н я з я , подобно тому, как в Кон­
стантинополе патриарх получал ее от византийского императора
(василевса) или «царя», как его называли на Руси; московский
великий князь уподоблялся таким образом византийскому «ца­
рю», з а я в л я я о себе как о преемнике византийских императоров,
т. е. о своем праве на царский т и т у л . Итак, чин поставления в
митрополиты в сущности предвосхищает официальное принятие
царского титула.
10

Не случайно именно при митрополите Симоне появляется
новый обряд интронизации (поставления на великое княжение),
разительно напоминающий венчание на царство в Константино­
поле: таким образом 4 февраля 1498 г. был поставлен и вен­
чан великокняжеской шапкой — известной в дальнейшем как
шапка Мономаха — Дмитрий Иванович, внук Ивана III (см.