Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
гическое сознание предполагает именно, что с течением времени
постоянно повторяется один и тот же онтологически заданный
текст. Прошлое, настоящее и будущее предстают тогда как реа­
лизации некоторых исходных форм — иначе говоря, время по­
вторяется в виде формы, в которую облекаются индивидуаль­
ные судьбы и образы. Это повторение прослеживается в глав­
ных, основных чертах, все же остальное предстает как оккази­
ональное и поверхностное — как кажущееся, а не существую­
щее; истинность, подлинность происходящего или происшедшего
и определяется при этом именно соотнесением с прошлой дей­
ствительностью .
Между тем, историческое сознание в принципе предполагает
линейное и необратимое (неповторяющееся), а не циклическое
(повторяющееся) время. Д л я этого сознания центральной явля­
ется идея эволюции (а не идея предопределенности всего суще­
го) — эволюции, в процессе которой постоянно возникает прин­
ципиально новое состояние (а не повторяется старое). Каждое
действительно новое состояние предполагается связанным при
этом причинно-следственными отношениями с каким-то пред­
шествующим состоянием (но не с изначальным прошлым).
Подобно тому, как в рамках космологического сознания со­
бытия осознаются постольку, поскольку они вписываются в
представление о том, что было прежде, так в рамках истори­
ческого сознания они осознаются постольку, поскольку вписы­
ваются в представление о причинно-следственных закономерно­
стях.
Итак, космологическая и историческая модели восприятия
времени в принципе могут сосуществовать друг с другом; со­
ответственно, могут уживаться друг с другом представления о
циклическом и линейном времени. Человек — как коллективная
или индивидуальная личность — может ж и т ь одновременно в
проекции двух типов сознания, когда одни и те же события объ­
ясняются как причинно-следственными закономерностями, так
и повторением у ж е бывшего (предшествующего состояния); та­
ким образом, одни и те же события оказываются связанными с
предшествующими событиями двояко — линейно и циклически.