Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
* * *
Если говорить о восприятии прошлого — или вообще о вос­
приятии времени, — можно выделить две общие модели, два
типа сознания, которые мы условно определим как «истори­
ческое» и «космологическое» (см. подробнее: Успенский, 1989а,
с. 18 и сл. — наст, изд., с. 26 и сл.).
Историческое сознание организует события прошлого в при­
чинно-следственный ряд. События прошлого последовательно
предстают при этом как результат каких-то других, относитель­
но более ранних событий; таким образом, историческое сознание
всякий раз предполагает отсылку к некоторому предыдущему —
но не первоначальному! — состоянию, которое в свою очередь
связано такими же (причинно-следственными) отношениями с
предшествующим, еще более ранним состоянием — и т. д. и т. п.
Космологическое сознание, между тем, предполагает соотне­
сение событий с каким-то первоначальным, исходным состояни­
ем, которое как бы никогда и не исчезает — в том смысле, что
его эманация продолжает ощущаться во всякое время. События,
которые происходят в этом первоначальном времени, предста­
ют как текст, который постоянно повторяется, воспроизводится
в последующих событиях .
Историческая и космологическая модели восприятия време­
ни — это именно абстрактные модели, которые в принципе мо­
гут сосуществовать друг с другом в реальном опыте. Это в рав­
ной мере приложимо к индивидуальному и к коллективному
сознанию: как в разных типах личности, так и в разных ти­
пах культуры акцент может делаться на восприятии того или
иного рода. Таким образом, в жизни человека или коллектива
могут одновременно присутствовать обе модели, когда актуа­
лизируется то один, то другой принцип восприятия: одни и те
же события могут соотноситься как с космологическим, так и с
историческим процессом .
1

2

Нетрудно видеть, что историческое сознание соответствует
представлению о линейном времени, сознание же космологиче­
ское отвечает представлению о циклическом времени. Космоло-