Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
ские государи могут называться «епископами» и «архиереями»;
Феофан, конечно, имеет в виду не строго канонический смысл
этих слов, но это казуистическое различие было принципиально
неприемлемо д л я носителя традиционных в з г л я д о в . Все это в
точности вписывалось в хорошо известный образ Антихриста,
занимающего святительский престол.
В полемических противопетровских сочинениях Петр обви­
няется в том, что он «восхитил на себя» не только духовную
(святительскую) власть, но и б о ж и ю и соответственно назы­
вается «лжехристом». Необходимо признать, что и д л я этого
вывода имеются достаточно веские, с точки зрения допетров­
ского мировоззрения, основания. Петр действительно допускал
называть себя «богом» и «Христом». Т а к , в целом ряде сочине­
ний Феофана Прокоповича, а т а к ж е Феофилакта Лопатинского (причем некоторые из этих сочинений были собственноручно
отредактированы самим Петром!) обосновывается тот тезис, что
монархи суть «Бози и Христы», и Петр именуется соответству­
ющим образом. При этом слово «христос» употребляется здесь
в смысле помазанника, но совершенно очевидно, что оно долж­
но было восприниматься современниками прежде всего как имя
собственное, а не как нарицательное имя. Этому в достаточной
степени способствовало и поведение самого Петра, в частности
окружающий его церемониал. Так, в Москве после победы над
врагами (21 декабря 1709 г.) Петра встречали словами церков­
ного пения, обращенного к Христу в Вербное воскресенье: «Бла­
гословен грядый во имя господне, осанна в вышних, бог господь
и явися нам...», т. е. Петр как бы изображал Христа, входящего
в Иерусалим . Аналогично и при выходах Петра из Спасско­
го монастыря его встречали пением «Осанна в вышних...», т. е.
опять-таки обращались к нему как к Богу, причем выходил он в
венце, который легко мог ассоциироваться с терновым венцом.
Характерно, что т а к а я же манера, столь же легкое отношение к
сакральным текстам проявляется и в быту. Т а к , Феофан Прокопович может встретить Петра, явившегося к Феофану во время
ночной пирушки его с друзьями, словами тропаря: «Се жених
грядет во полу н о щ и » ' точно так же Б . П. Шереметев, рисуя в
5

6