Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
387,391,396-398,406-408,
416,421,426,427,430-432,
453, 454, 461, 472, 483,
484, 493, 495, 498, 508,
510, 512, 515, 516, 518,
519
Устрялов Н. Г. 144,162, 164, 215,
236, 253, 276, 384, 413,
491, 513
Ушаков Ф. В. 62, 369, 421

Ф
Фасмер М. 64, 409
Фебал, миф. герой 63
Феврония, кн. 462
Федеровский М. 53
Федор Алексеевич, царь 169, 223,
237, 238, 266, 315
Федор Иванович, царь 89, 90, 108,
120, 139, 163, 172, 184,
192, 237, 416, 417
Федоров (Челяднин) Иван Петро­
вич, боярин 154-156, 171
Фемида 295, 297-299
Феодор, варяг, муч. 411
Феодор, дьякон 479, 480, 509
Феодор Добрый, еписк. 382, 404,
405, 407
Феодорит Киррский, св. 231, 312
Феодосии Грек 373
Феодосии, имп. 36, 321
Феодосии, архиеп. 312, 376
Феодосии Косой, еретик 57
Феодосии (Бывальцев), митр. Мо­
сковский 192, 193, 196,
387, 388

Феодосии Печерский, игумен, св.
373, 474
Феодосии Яновский, архиеп. 218
Феофан, патр. Иерусалимский
200, 242
Феофан Прокопович, архиеп. 132,
135,137,166,176,230-232,
239,240,243,244,258-260,
271, 282, 304-307, 316,
318, 322, 333, 357-360,
378, 447, 457, 500
Феофилакт Лопатинский, архи­
еп. 75, 240, 244
Феофилакт (Русанов), еписк. 250,
269
Филарет, патр. Московский 78,
121, 152, 200, 202, 325,
415, 426
Филарет, уставщик 57
Филарет (Дроздов), митр. 135,
223, 238, 246, 282-284,
304-307, 309, 319, 336
Филарет Милостивый, св. 369
Филипп I, митр. Московский 192,
193, 196, 412
Филипп II (Колычев), митр. Мо­
сковский 169, 179, 266,
468
Филон Александрийский 61, 67
Филофей, старец 95-98, 101, 102,
119, 121, 122, 213, 217,
391, 410, 415
Фишер А. 182
Флаер М. С. 98
Флетчер Дж. 412
Флоренский П. А. 15-17, 20, 22,
47, 207
Флорова В. 141