Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Вместе с тем, исследование старообрядческой традиции опре­
делило мой интерес к истории культуры, что, в свою очередь,
заставило меня заняться этнографией и историей. В итоге все
эти области оказались д л я меня органически связанными.
Но помимо биографической связи, как мне представляется,
собранные здесь труды могут претендовать и на некоторую глу­
бинную связь.
В самом общем виде можно сказать, что все эти работы так
или иначе посвящены семиотике культуры. К у л ь т у р а понима­
ется при этом к а к ненаследственная память коллектива; эта
память может быть как осознанной (сюда относятся те виды
деятельности, котбрые усваиваются эксплицитно, путем созна­
тельного обучения), так и неосознанной (сюда относятся стерео­
типы поведения). Эта система представлений в конечном счете
определяет отношения между человеком и окружающей его дей­
ствительностью.
В этом смысле культура предстает как я з ы к или же сово­
купность языков, распределенных по своим функциям, — что и
позволяет говорить о семиотике культуры. Ведь язык не только
система коммуникации: это т а к ж е система хранения и организа­
ции информации. Это своего рода ф и л ь т р , определенным обра­
зом организующий поступающую к нам информацию и, вместе
с тем, объединяющий всех тех, кто воспринимает ее одинако­
вым образом. Другими словами: язык —это не только система
коммуникации между людьми, это вообще система коммуника­
ции между человеком и окружающей его (внеположной ему)
действительностью. Если мы утверждаем, например, что толь­
ко человек как homo sapiens обладает языком (я не обсуждаю
сейчас, в какой мере правомерно это утверждение), это в сущно­
сти означает, что только человек отделяет себя от окружающей
его действительности и противопоставляет себя этой действи­
тельности (кстати сказать, это противопоставление снимается
при магическом поведении). В этом же смысле м ы могли бы
сказать, что только человек обладает культурой.
Предмет семиотики, таким образом, — это именно отношения
между человеком и миром (включая и отношения между челове-