Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Завалишин И. И. 169
Завойко Г. К. 180, 462
Зализняк А. А. 453
Зарубин-Чика И. Н. 170, 466
Засецкий И. В , боярин 511, 512
Заточник Даниил см. Даниил За­
точник
Захария, пророк 256
Захария Копыстенский, 511
Здравосмыслов К. Я. 468
Зевс, 295
Зекьери Джакомо см. Джакомо
Зекьери
Зеленин Д. К. 53, 62,153,162,164,
182, 375, 376, 397, 407,
409, 410, 420, 421, 427,
453, 455, 463
Зелинский А. Н. 87
Земон Дейвис Н. см. Дейвис Н.
Зенгер Т. 334
Зенер Р. К. 69
Зерван 69
Зечевич С. 463, 464
Зизаний Лаврентий см. Лаврен­
тий Зизаний
Зимин А. А. 107, 113, 114
Зиновий Отенский 510, 515
Златоуст Иоанн см. Иоанн Злато­
уст
Зобниновский Дионисий см. Ди­
онисий Зобниновский
Зобнин Ф.180
Зольникова Н . Д . 319, 331
Зорич С. Г. 251
Зосима, митр. Московский 87, 91,
92, 106, 114-116, 193
Зотов Н. М. 77, 157
Зубов А.Ф. 176, 316

Зуммер В. М. 371
Зызыкин М. В. 169, 228, 265, 267,
275, 326

И
Иаков, апостол 404
Иван Алексеевич, царь 140, 236,
274, 277, 426
Иван III Васильевич, вел. кн. 77,
87-91, 94, 106-108, 111,
112, 147, 178, 412, 414
Иван Вишенский 487, 492, 515
Иван Иванович, вел. кн. 172
Иван IV Васильевич Грозный,
царь 79, 89, 90, 95, 98,
108-112, 117, 118, 120,
125,126,139,146,154-160,
167,169,171-173,178-182,
184, 185, 194, 197, 214,
215, 247, 266, 314, 315,
329, 378, 379, 391, 410,
412, 451, 468, 508
Иван Данилович Калита, вел. кн.
108, 110, 111
Иван Наседка, справщик 57, 482,
487, 515
Иван Пересветов, писатель 424
Иван Тимофеев, дьяк 99, 146,
148,150,180,181,217-219,
327
Иваницкий Н. А. 462, 463
Иванов А . И . 93, 169, 266, 465
Иванов Ал. А , художник 377
Иванов Вяч. В. 372, 373, 409, 453
Иванов Константин, дьяк 511
Иванов П. 54,111
Иванова А . Ф . 372