Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Дювернуа А. 173, 373, 419

Е
Ева 384, 405
Евгений (Болоховитинов), митр.
317
Евреинов Н. 467
Евсевий Памфил, историк 266,
318
Евфимий, архим. 114
Евфимий, инок, старообр. 140,
513
Евфимий Чудовский, справщик
117, 488, 489, 509, 512
Егоров Абрам, крест. 252
Ейтс Ф. А. 47, 118
Екатерина I, имп. 73, 139, 218,
243, 291, 316
Екатерина II, имп. 81, 150, 151,
181, 237, 244, 249-251,
255, 262, 268, 270, 272,
284, 285, 292, 294-298,
301, 324, 328, 330-333,
335, 448
Екатерина Павловна, вел. кн. 285
Екклесиаст 42, 64
Елена, имп. 120
Елена Ивановна, вел. кн. 106
Елеонская Е. И. 53, 466
Елизавета, св. 256
Елизавета, имп. 145,151, 167,168,
237, 256, 267, 281, 282,
289, 290, 292, 293, 295,
318,319, 333
Елизавета Алексеевна, имп. 297
Ельченин Кузьма Косой см. Кузь­
ма Косой

Емелиан Пугачев 148-151, 183,
332, 473, 476
Енох 168
Епифаний, инок 479, 480
Епифаний Премудрый 104, 515
Епифаний Славинецкий 327
Еремина Курица, казак 149
Ермак Тимофеевич 393
Ермаков И. М , старообр. 140, 513
Ермолов А. 421
Есипов Г. 149, 331
Ефименко П. С. 162, 179, 372, 462,
463
Ефименкова Б. 51
Ефимов Н. И. 127, 372
Ефрем Сирин 319, 477
Ефрон И. А. 317
Ефросин, инок 383

Ж
Жданов И. Н. 110, 112, 372
Жевахов Н. Д. 263, 325
Желтоводский Василий, старо­
обр. 393
Желябужский И. А. 175, 181
Живов В. М. 58, 166, 167, 169,
188, 205, 227, 287, 289,
302, 304, 312, 330, 332,
334, 454, 500
Жмакин В. 107, 113, 213, 336
Жолковский А. К. 458
Жуковский В. А. 263, 364

3
Забелин И. Е. ПО, 421, 483
Завадовский Ю. Н. 396