Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Седельников, 1929. А. Д. Седельников. Очерки католического вли­
яния в Новгороде в конце XV - начале XVI века //Доклады Ака­
демии наук СССР. 1929. Серия «В», № 1.
Седельников, 1932. А. Д. Седельников. Рассказ 1490 г. об инкви­
зиции //Труды Комиссии по древнерусской литературе [Академии
наук СССР]. Л , 1932. Т. I.
Седельников, 1937-1938. A. D Sedel'nikov. Мотив о рае в русском
средневековом прении //Byzantinoslavica. 1937-1938. Rocn. VII.
Седерберг, 1873. Г. Седерберг. Заметки о религии и правах русского
народа //ЧОИДР. 1873. Кн. 2.
Селищев, 1920. А. М. Селищев. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920.
Семевский, 1885. М. И. Семевский. Слово и дело 1700-1725. Изд.
3-е. СПб, 1885.
Семенов, 1893. В. Семенов. Древняя русская Пчела по пергаменно­
му списку. СПб, 1893. (Сб. ОРЯС. Т. LIV, №4).
Семенов, 1986. Л. С. Семенов. Хронология путешествия Афанасия
Никитина //Хожение за три моря Афанасия Никитина /Под ред.
Я. С. Лурье и Л. С. Семенова. Л , 1986.
Серебренников, 1918. В. Серебренников. Похоронные обычаи и при­
читания по умершим у крестьян Стряпунинской волости, Оханского
уезда, Пермской губернии. Пермь. 1918.
Серебрянский, 1908. Я. И. Серебрянский. Очерки по истории псков­
ского монашества. М , 1908.
Середонин, 1884. Известия англичан о России XVI в. (Ченслер,
Дженкинсон, Рандольф, Баус) /Сост. С. М. Середонин. М , 1884.
Сивков, 1950. К. В. Сивков Самозванчество в России в последней
трети XVIII в. //Исторические записки. 1950. Т. 31.
Симеон Полоцкий, 1667. [Симеон Полоцкий]. Жезлъ Правления...
М , 1667.
Симон Азарьин и Иван Наседка, 1855. Симон Азаръин, Иван На­
седка. Канон преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту
Сергиевы Лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением
жития его. М , 1855.
Симон Тодорский, 1743. Слово в высочайшее присутствие ея
священнейшаго императорскаго величества благочестивейшия са­
модержавнейший великия государыни нашея Елисаветы Петровны
императрицы всея России, в высокоторжественный день рождения
его Имп. Высочества . . . Петра Феодоровича . . . Проповеданное Его
Имп. Высочества придворным учителем Иеромонахом Симоном Тодорским в придворной церкве в Санктпетербурге февраля 10 дня
1743 года. СПб, 1743.
Симон Тодорский, 1745. Божие особенное благословение имже все­
гда благословил бог и ныне благословляет Всепресветлейший дом
Петра Великаго перваго Императора всея России в день высочайшаго бракосочетания Его Имп. Высочества . . . Петра Феодоровича . . .