Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Октоих, 1857. ПарахХяпит) T)TOI OXTWTJXOC; f| ц.е-уаХт] . . .
i^axpi&wdeioa. йчто . . . ludvvou x a i £itt)pi&u>i/o<; ВеХсибши.
C

EV£TI'TICTIV,

1857.

Олеарий, 1906. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию
и через Московию в Персию и обратно / Введение, пер. [с нем. изд.
1656 г.], примечания и указатель А. М. Ловягина. СПб, 1906.
Определения..., 1864. Определения Московского Собора 1675 г.
//Православный собеседник. 1864. Ч. 1.
Орлов, 1913. А. С. Орлов. Народные предания о святынях русского
севера /ЧОИДР. 1913. Кн. I.
Орлов, 1946. А. С. Орлов. Владимир Мономах. М . - Л , 1946.
Острогорский, 1935. Г. Острогорский. Автократор и Самодржац.
Прилог за исторщу'владалачке титулатуре у Византии и у jyжних Словена //Глас Српске Крал>евске Академике. Београд, 1935.
CLXIV. Други разред, 84.
Острогорский, 1935а. G. Ostrogorsky. Zum Stratordienst des Неггschers in der byzantinisch-slavischen Welt //Сборник статей по
археологии и византиноведению, издаваемый институтом имени
Н. П. Кондакова (Seminarium Kondakovianum: Recueil d'etudes.
Archeologie, histoire de l'art, etudes byzantines). Прага, 1935. Т. VII.
Острогорский, 1955. Gtorg Ostrogorsky. Zur Kaisersalbung und
Schilderhebung im spatbyzantinischen Kronungszeremoniell //Historia:
Zeitschrift fur alte Geschichte, 1955. Bd. IV, H. 2-3.
Острогорский, 1973. Г. А. Острогорский. Эволюция византийского
обряда коронования //Византия, южные славяне и Древняя Русь,
Западная Европа. Искусство и культура. Сборник статей в честь
В. Н. Лазарева. М , 1973.
Павел Алеппский, I—V. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архи­
диаконом Павлом Алеппским /Пер. с арабского Г. Муркоса. М ,
1896-1900. Вып. I-V. Оттиски из ЧОИДР. 1896-1900 (1896, кн. 4;
1897, кн. 4; 1898, кн. 3, 4; 1900, кн. 2).
Павлов, 1879. А. Павлов. Теория восточного папизма в новейшей
русской литературе канонического права //Православное обозре­
ние. 1879, ноябрь (с. 476-499), декабрь (с. 734-765).
Павлов, 1896. А. Павлов. Подложная дарственная грамота Констан­
тина Великого папе Сильвестру в полном греческом и славянском
переводе //Византийский временник. СПб, 1896. Т. III.
Панченко, 1973. А. М. Панченко. Русская стихотворная культура
XVII века. Л , 1973.
Панченко и Успенский, 1983. А. М. Панченко, Б. А. Успен­
ский. Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха
//ТОДРЛ. 1983. Т. XXXVII.
Паскаль, 1963. Pascal. (Euvres completes /Preface d'Henri Gouhier.
Presentation et notes de Louis Lafuma. Paris, [1963].