Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
века. Источники по истории русской общественной мысли /Под ред.
П. Каталано, В. Т. Пашуто). Roma, [1993].
Иконников, 1915. В. С. Иконников. Максим Грек и его время. Исто­
рическое исследование. Изд. 2-е испр. и доп. Киев, 1915.
Йларий и Арсений, I—III. [Иеромонах

Иларий

и иеромонах

Арсе­

ний]. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры. М , 1878-1879. Ч. I—III.
Ильин, 1951. М. А. Ильин. Проект перестройки центра московско­
го Кремля при Борисе Годунове //Сообщения Института Истории
искусств АН СССР. М , 1951. Вып. I.
Ильин, 1980. М. А. Ильин. Русское шатровое зодчество: памятни­
ки середины XVI века (Проблемы и гипотезы, идеи и образы). М ,
1980.
Ильинский, 1905. Ф. М. Ильинский.
Митрополит Зосима и дьяк
Федор Васильевич Курицын //Богословский вестник. 1905. Т. III,
октябрь.
Письма. Казань, 1895.
Ильминский, 1895. Я. Й. Ильминский.
Иннокентий, 1856. Иннокентий (Борисов). Слово, произнесенное в
Одесском кафедральном соборе . . . по возвращении из Москвы по­
сле присутствия там при священнейшем короновании их Имп. Ве­
личеств //Христианское чтение. 1856. Ноябрь.
Иоас. лет. Иоасафовская летопись /Под ред. А. А. Зимина. М , 1957.
Иосиф Волоцкий, 1855. Иосиф Волоцкий. Просветитель. Казань,
1855.
Иосиф Волоцкий, 1959. Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. тек­
ста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М . - Л , 1959.
И о ф ф е , 1944-1945. И. И. Иоффе. Русский Ренессанс / / У З ЛГУ.
1944-1945. № 72. Сер. филологических наук. Вып. 9.
Историческое и правдивое повествование. . . Историческое и
правдивое повествование о том, как московский князь Димитрий
Иоаннович достиг отцовского престола [1605 г.] /Чешский текст
1606 г. с предисл. и переводом В. А. Францева. Прага Чешская, 1908.
(Старина и новизна. СПб, 1911. Кн. XV). По мнению П. Пирлинга,
это сочинение принадлежит А. Поссевину.
Истрин, 1897. В. Истрин. Откровение Мефодия Патарского и апо­
крифические видения Даниила в византийской и славяно-русской
литературах. Исследования и тексты. М , 1897.
Казакова, 1960. Н. А. Казакова. Вассиан Патрикеев и его сочинения.
М . - Л , 1960.
Казакова и Лурье, 1955. Я. А. Казакова, Я. С. Лурье. Антифео­
дальные еретические движения на Руси XIV — начала XV веков.
М . - Л , 1955.
Калайдович, 1815. [К. Калайдович]. Русские достопамятности. М ,
1815. Ч. I.
Кант, 1910-1975, I-XXVIII. Kant. Gesammelte Schriften. Berlin —
Leipzig. 1910-1975. Bd. I-XXVIII