Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
радигмах аориста и имперфекта, и таким образом форма бысть
может означать как «ты был», так и «он был». Именно по­
этому никоновские справщики вводят перфектную форму (типа
быль ecu) в качестве формы 2-го лица; тот же принцип раз­
решения омонимии нашел отражение в грамматической тради­
ции XVI-XVII вв. — в частности, у Максима Грека, а также
в грамматике Мелетия Смотрицкого, на которую непосредствен­
но ориентируются справщики. См.: Успенский, 1987, с. 151 и сл.
4 3

См. еще об этом в челобитной инока Антония царю Алексею Ми­
хайловичу (Субботин, VIII, с. 116). Имеется в виду следующая фраза
в одном из светильное отредактированного издания «Шестоднева»:
«Яко Христосъ воскресе, никто же да не вьруеть» (Шестоднев, 1660,
л. 248 об., Шестоднев, 1663, л. 259 об.).
4 4

Ср. послание митрополита Фотия псковским священникам (пер­
вой половины XV в.): «А что ми, сынове, пишете, что который чело­
век нем родится, дати ли ему святое причастие: ино, сынове, познав
его житие и како будеть было прихожение его к церкви божией, ино
разъсудив и святое причастие дати» (РФА, III, № 136, с. 500). Необхо­
димо иметь в виду, что исповедь и причастие непосредственно связаны
в русской литургической практике, т. е. причащение всякий раз пред­
полагает предшествующую исповедь.
Соответственно, в русских требниках XVI — первой половины
XVII в. мы встречаем специальные статьи: «Разрешение немому че­
ловеку и глухому» или «Чин како исповедати глухого или немого, не
умеющим сам о себе отвещати» и т. п. (Алмазов, III, с. 8-9 второй па­
гинации). Подобная статья имеется в печатном московском Требнике
1639 г., однако отсутствует уже в Требнике 1651 г. Ср. еще: Булгаков,
1913, с. 1102-1103.
4 5

Ср. в Требнике Петра Могилы 1646 г.: «Аще больнаго глас и глаголание в самом исповедании или пред зачатием исповедания преста­
нет, помаванием или инеми киими знамении, поелику возможет, иерей
грехи кающагося да тщится познати. . .» (ч. I, с. 345; ср.: Алмазов, II,
с. 446).
4 6

Совершенно так же было не принято при крещении называть
Иисусом в честь Христа или Марией в честь Богоматери, а также
давать имена наиболее почитаемых святых. См.: Успенский, 1969,
с. 39-40.
4 7

Выражение тропический
тинского sensum tropicum.
4 8

разум представляет собой кальку с ла­

Так, когда в 1704 г. по случаю завоевания Ливонии был устроен
триумфальный въезд Петра в Москву, Иосиф Туробойский, префект