Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
гохульством. С петровской эпохи в условиях насаждения запад­
ной культуры рассматриваемый конфликт может осмысляться
как частный момент противопоставления России и Запада, тра­
диции и нововведений. Конвенциональное восприятие языково­
го знака сознательно насаждается в России как необходимый
элемент просвещенной к у л ь т у р ы . В то же время д л я носите­
лей традиционной культуры — и прежде всего старообрядцев —
т а к а я концепция слова, когда слова меняют свое значение в кон­
тексте, оказывается в принципе неприемлемой.
48

* * *
Мы специально остановились на отношении к языковому
знаку, поскольку сам раскол был связан прежде всего с про­
блемами я з ы к а и именно здесь особенно наглядно проявляется
семиотический конфликт двух культурных традиций. Вместе с
тем, конфликт конвенционального и неконвенционального по­
нимания знака проявляется не только в языковой сфере.
Действительно, тот же конфликт мы наблюдаем и в отноше­
нии к визуальному знаку. Так, в иконописи со второй половины
XVII в. появляются живоподобные изображения, всякого рода
иллюзионистические э ф ф е к т ы (явления прямой перспективы,
светотени и т. п.), направленные на в о с п р и я т и е и, соответ­
ственно, предполагающие конвенциональное отношение к зна­
ку — в данном случае к знаку визуальному. Характерным обра­
зом эта новая манера иконописания называется « ф р я ж с к о й » ,
т. е. западной. Это вызывает резкий протест старообрядцев. Так,
например, протопоп Аввакум говорит в «Беседе о иконном пи­
сании», что иконописцы новой школы изображают святых как
живых людей, как это делается в западной живописи: «пишутъ
Спасовъ образъ Еммануила, лице одутловато, уста червонная,
власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ногъ бедры толстыя, и весь я к о ньмчинъ брюхатъ
и толстъ учиненъ, лишо сабли той при бедрь не писано. А то
все писано по плотскому умыслу: понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя. Христосъ
же Богъ наш тонкостны чювства имья всь, я к о ж е и богослов-