Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
зарь упрекает никониан в том, что в их книгах написано: «Хри­
стосъ воскресе никто же не въруетъ», говоря: «Се же есть велШ
соблазнъ: ибо вси в ъ р у е м ъ » . Отвечая на этот упрек, Симе­
он Полоцкий обосновывает правильность данной фразы, ссыла­
ясь на грамматические правила: «Никто же не вгьруетъ тождо
знамьнуетъ еже всякъ вгьруетъ», и советует своему оппоненту:
«Иди прежде научися граммаичествовати» (Симеон Полоцкий,
1667, л. 100 об.-101, обличение и возобличение 13-е; ср.: Суббо­
тин, IV, с. 214-215). Замечательно, что Симеон Полоцкий ис­
ходит при этом из латинской грамматики, где двойное отри­
цание означает утверждение; известно вообще, что он изучал
церковнославянский язык по латинской грамматике — церков­
нославянский и латынь объединяются им как книжные языки
(Успенский, 1983, с. 114; Успенский, 1994, с. 193-194; ср также:
Успенский, 1987, с. 213). К а ж е т с я , что новообрядцы отдают себе
отчет в этой игре смыслами, но д л я них в а ж н о разрушить фе­
тишизацию формы. Между тем, с точки зрения старообрядцев
смысловая игра такого рода принципиально неприемлема.
43

Т а к объясняются протесты старообрядцев против грамма­
тики, а т а к ж е риторики и философии. Т а к , протопоп Аввакум
учит в «Книге толкований»: «Не ищите риторики и философш,
ни краснорьч!я, но здравымъ истиннымъ глаголомъ последу­
юще, поживите. Понеже риторъ и философъ не может быти
х р и е п я н и н ъ » (Аввакум, 1927, стлб. 547-548). Равным образом в
послании Ф. М. Ртищеву Аввакум говорит: «Христос . . . не учил
диалектики, а ни красноречию, потому что ритор и философ не
может быти х р и с т и я н и н . . . Християном открывает бог Христо­
вы тайны духом святым, а не внешнею м у д р о с т и ю . . . Преподоб­
ный же Ефрем Сирин рече: И кроме философии и риторики, и
кроме грамматики мощно есть верну сущу препрети всех проти­
вящихся истинне» (Демкова, 1974, с. 388-389). Соответственно,
в письме к своей духовной дочери Аввакум преподает следую­
щее наставление: «Евдокея, Евдокея, почто гордаго беса не от­
ринешь от себя? Высокие науки исчешь, от нея же падают Богом
неокормлени, яко л и с т в и е . . . Дурька, дурька, дурищо! На что
тебе, вороне, высокие хоромы? Граматику и риторику Васильев,