Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
анти-поведения как такового. В определенных условиях — пре­
жде всего в определенное время и в определенном месте — пред­
полагался отказ от принятых норм и обращение к прямо про­
тивоположному типу поведения; это, например, происходило на
святки, масленицу, в купальские дни. Некоторые периоды рус­
ской истории характеризуются экспансией анти-поведения, ко­
гда оно принимает, так сказать, государственные формы; так
именно обстоит дело с опричниной при Иване Грозном (Успен­
ский, 1982а, с. 213-214 — наст, изд., с. 159-160; Панченко и
Успенский, 1983).
Каковы же функции анти-поведения в древнерусской куль­
туре? Мы постараемся показать, что оно могло быть мотивиро­
вано разными причинами — иначе говоря, внешне схожие фор­
мы поведения могут о т р а ж а т ь существенно различные культур­
ные традиции. Тем самым могут быть выделены разные типы
анти-поведения в соответствии с разными причинами, его вызы­
вавшими.

* * *
Остановимся прежде всего на с а к р а л и з о в а н н о м анти­
поведении, которое имеет несомненные языческие истоки. Как
известно, языческие верования непосредственно связаны с
культом мертвых (предков). Соответственно, языческие риту­
алы в целом ряде случаев определяются представлением о
п е р е в е р н у т о с т и связей потустороннего (загробного) мира.
Представление это исключительно широко распространено, и
есть основания полагать, что оно имеет универсальный харак­
тер; во всяком случае, у самых разных народов бытует мнение,
что на том свете правое и левое, верх и низ, переднее и заднее
и т. п. меняются местами, т. е. правому з д е с ь соответствует
левое т а м , солнце движется в загробном мире с запада на во­
сток, реки текут в обратном направлении, когда здесь день, там
ночь, когда здесь зима, там лето и т. д. и т. п.: оба мира —
посюсторонний и потусторонний — как бы видят друг друга в
зеркальном о т о б р а ж е н и и . Д л я нас существенно, что подобные
1