Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Витте (в то же время черносотенцы совершили несколько попыток по­
кушения на его жизнь; показательно, что сам автор мемуаров ставит
эти акты в один ряд как однозначные). При этом автор мемуаров не
замечает, что название улицы имени Витте было дано также в порядке
п е р е и м е н о в а н и я . (После революции данная улица была переиме­
нована в «улицу им. Коминтерна», но после войны было восстановлено
название «улица Петра Великого».)
Тут же Витте сообщает другой, не менее яркий факт: после того,
как московский генерал-губернатор кн. В. А. Долгоруков в царство­
вание Александра III впал в немилость и был сменен на своем посту
вел. кн. Сергием Александровичем, московская городская дума, по­
казывая, что время Долгорукова сменилось временем Сергия, «сде­
лала постановление о переименовании Долгоруковского переулка [в
настоящее время носит название: «ул. Белинского»], который прохо­
дит около дома московского генерал-губернатора, в переулок великого
князя Сергея Александровича» (там же, с. 486). Правда, переимено­
вание это тогда не состоялось — Александр III наложил резолюцию:
«Какая подлость» (там же, с. 487).
2 6

Тенденция к «мифологизации» тем отчетливее пронизывает пе­
тровское общество, что само оно считает себя движущимся в противо­
положном направлении: идеал «регулярности» подразумевал построе­
ние государственной машины, насквозь «правильной» и закономерной,
в которой мир собственных имен заменен цифровыми упорядоченностями. Показательны попытки заменить названия улиц (предполагае­
мых каналов) — числами (линии на Васильевском острове в Петербур­
ге), введение числовой упорядоченности в систему чиновной иерархии
(табель о рангах). Ориентированность на число типична для петер­
бургской культуры, отличая ее от московской. П. А. Вяземский запи­
сал: «Лорд Ярмут был в Петербурге в начале двадцатых годов; гово­
ря о приятностях петербургского пребывания своего, замечал он, что
часто бывал у любезной дамы шестого класса, которая жила в шест­
надцатой линии» (Вяземский, 1929, с. 200, ср. еще здесь же, с. 326).
Это смешение противоположных тенденций порождало столь про­
тиворечивое явление, как послепетровская государственная бюрокра­
тия.
27

С м . : Чистов, 1967, с. 149 и сл.

28

С м . : Бабенчиков, 1933.

2 9

См. изложение концепции А. Н. Колмогорова: Ревзин, 1962,
с. 288-289; Жолковский, 1962, с. 93-94.
3 0

Если поэзия связана с синонимией, то мифология реализуется в
противоположном явлении языка — омонимии (ср. замечания о прин-