Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
тирует: «Рассмотренная нами тотемическая классификация основыва­
ется на „комплексном мышлении" или „мышлении в коллекциях" [тер­
мины Л. С. Выготского (см.: Выготский, 1956, с. 168-180); по Выгот­
скому, объединение на основе коллекции составляет одну из разновид­
ностей комплексного мышления], но не на „мышлении в понятиях". Я
не хочу сказать, однако, что аборигены неспособны мыслить в поняти­
ях. Напротив, разработанная ими, независимо от тотемической клас­
сификации, систематизация флоры и фауны, т. е. этноботанические и
этнозоологические схемы, именно обнаруживают явную способность
аборигенов к понятийному мышлению. В одной из своих работ я пере­
числил сотни видов растений и животных, которые не только известны
аборигенам, но и систематизированы ими по таким, например, таксо­
номическим группам, как jinungwangba (крупные животные, живущие
на суше), wuradjidja (те, кто летают, включая птиц), augwalja (рыбы и
другие морские животные), и т. д.; вместе с тем, те или иные виды объ­
единяются по экологически связанным группам. Именно поэтому, ко­
нечно, Дональд Томсон — естествоиспытатель по образованию — мог
констатировать, что аналогичные этноботаническо-зоологические си­
стемы у аборигенов Северного Квинслэнда „имеют некоторое сходство
с простой линнеевой классификацией"». П. Ворслей, который квали­
фицирует подобные классификационные схемы как «прото-научные»
(подчеркивая их принципиально логический характер), заключает:
«Итак, мы имеем не одну, а две классификации, и неправильно бы­
ло бы считать, что тотемическая классификация представляет собой
единственный способ организации объектов окружающего мира в со­
знании аборигенов».
1 9

Ср. наблюдения Выготского об элементах «комплексного мы­
шления» (наблюдаемого по преимуществу у детей) в повседневной ре­
чи взрослого человека (Выготский, 1956, с. 169, 172 и др.). Исследо­
ватель отмечает, в частности, что, говоря, например, о посуде или об
одежде, взрослый человек нередко имеет в виду не столько соответ­
ствующее абстрактное понятие, сколько набор конкретных вещей (как
это характерно, вообще говоря, для ребенка).
2 0

Здесь не имеется в виду то специальное значение, которое при­
писывается этому термину в классификации Ч. Пирса.
2 1

Конечно, в смысле «sign-design», а не «sign-event» (ср.: Карнап,
1946, § 3).
2 2

Между тем, случаи, когда попытки переименования распростра­
няются и на отдельные нарицательные имена (например, в России в
эпоху Павла I), могут свидетельствовать именно о включении этих
последних в мифологическую сферу собственных имен, т. е. об опре­
деленной экспансии мифологического сознания.