Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
которых исходных форм — иначе говоря, время повторяется в
виде формы, в которую облекаются индивидуальные судьбы и
образы. Это повторение прослеживается в главных, основных
чертах, все же остальное предстает как окказиональное и по­
верхностное — как кажущееся, а не существующее; истинность,
подлинность происходящего или происшедшего и определяется
при этом именно соотнесением с прошлой действительностью .
Между тем, историческое сознание, в принципе, предпола­
гает линейное и необратимое (неповторяющееся), а не цикли­
ческое (повторяющееся) время. Д л я этого сознания, как мы
у ж е знаем, центральной является идея эволюции (а не идея
предопределенности всего сущего) — эволюции, в процессе ко­
торой постоянно возникает принципиально новое состояние (а
не повторяется старое). К а ж д о е действительно новое состояние
предполагается связанным при этом причинно-следственными
отношениями с каким-то предшествующим состоянием (но не
с изначальным прошлым). Подобно тому, как в рамках кос­
мологического сознания события осознаются постольку, по­
скольку они вписываются в представление о том, что бы­
ло прежде, так в рамках исторического сознания они осо­
знаются постольку, поскольку вписываются в представление о
причинно-следственных закономерностях. Можно сказать, что
в одном случае предполагается повторение одних и тех же со­
бытий, в другом же случае предполагается повторяющаяся реа­
лизация одних и тех же закономерностей . Существенно отме­
тить при этом, что события как таковые конкретны, между тем
как причинно-следственные закономерности — абстрактны. Это
определяет различие в восприятии циклического времени (ха­
рактерного д л я космологического сознания) и линейного време­
ни (характерного д л я исторического сознания).
58

59

Действительно, линейное время по самой своей природе аб­
страктно, тогда как циклическое время конкретно. Линейное
время безразлично по отношению к наполняющим его событи­
ям, оно в принципе гомогенно и может мыслиться как одно­
родная и бесконечно делимая субстанция, равная самой себе в
каждой своей части; таким образом, оно может рассматриваться