Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
* * *
§ 7. Итак, время движется относительно человека, осознаю­
щего себя в неподвижном пространстве. Заметим при этом, что
всякое движение неизбежно происходит в каком-то простран­
стве; это пространство, в котором предполагается движение вре­
мени, может, вообще говоря, пониматься как трансцендентное
пространство Бога, который находится вне времени.
Поскольку отсчет времени (ориентация во времени) произ­
водится по движению небесных светил — по-видимому, у всех
народов (см.: Нильсон, 1920), — движение времени может ото­
ждествляться с этим д в и ж е н и е м . Отсюда естественно возни­
кает представление о цикличности времени: время предстает как
циклическое, как бы вращающееся по к р у г у .
Цикличность времени может проявляться при этом в раз­
ных масштабах, и это объясняется, по-видимому, именно соот­
несенностью восприятия времени с движением астрономических
тел. Ведь представление о цикличности времени обусловлено и
вращением Земли вокруг своей оси, и обращением Л у н ы вокруг
Земли, и обращением Земли вокруг Солнца. Соответственно воз­
никает представление о все более и более крупных временных
циклах — цикличность, повторяемость предстает как основное
свойство времени.
Если время циклично, прошлое и будущее предполагаются
существующими. Это означает, что прошлое не уходит вовсе,
но повторяется: те или иные формы существования периодиче­
ски повторяются (в разных по своему масштабу циклах), про­
шлое циклически оживает в настоящем — или, что то же, на­
стоящее, стремясь к будущему, периодически возвращается к
прошлому («возвращается . . . на круги своя», говоря словами
Екклесиаста ).
Нетрудно видеть, что такое представление о времени соот­
ветствует космологической модели мира: космологическое со­
знание предполагает именно, что с течением времени постоянно
повторяется один и тот же онтологически заданный текст. Про­
шлое, настоящее и будущее предстают тогда как реализации не55

56

57