Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
как видим, «неведение» Пасхи не мешает Афанасию Никитину ука­
зать, где именно он ее встретил.
7 9

В одном случае Афанасий Никитин указывает, что вычи­
слял день Пасхи, исходя из даты мусульманского праздника курбан байрам: «А Великого дни въскресения Христова не вьдаю, а по
примьтамъ гадаю — Великый день бываеть христьяньскы первие бесерьменьскаго багрима за 9-ть день или за 10 дни» (Т380, Э449об.,
С416, У309). По мнению Л. С. Семенова, Афанасий Никитин «в долж­
ные сроки отмечал Пасху, находясь в Иране и в Аравии, но в Индии
он отмечал этот праздник в сроки, не совпадавшие с церковным ка­
лендарем» (см.: Семенов, 1986, с. 90).
8 0

Ср.: «Приидох же в Бедерь о заговьйне о Филиповь ис Кулонгьря и продах жеребца своего о Рожествь, и тут бых до велико­
го заговьйна» (Т377, С415, У396об.; в Летописной редакции пропуск
текста); ср. еще упоминание «Филипова заговейна» (Т392об., Э458,
С421, У319) и Успенского поста (Т373об., Э445об., в Сухановской ре­
дакции отсутствует). В других случаях мы встречаем фиксацию та­
ких праздников, как Троица (Т373, Э444об., С413, УЗОЗоб.), Успение
(Т374об., Э446, С413об., У304об.; Т387об., Э455, в Сухановской редак­
ции пропуск текста), Преображение (Т373об., Э445об., С413об., У304),
Покров (Т375об., Э446об., С414, У305; Т376, Э447, С414об., УЗОбоб.;
Т388, Э455, С419об., У315; Т392, Э458, С421, У318об.), Петров день
(Т387, Э454об., С419, У314об.), наконец, Радуница, которую Афанасий
Никитин отмечает в воскресенье на Фоминой неделе (Т371об., Э444,
С412об., У302; относительно празднования Радуницы в этот день см.:
Успенский, 1982, с.65, примеч.64).
8 1

Точно так же Афанасий Никитин ведет счет дням недели, но
при этом «не ведает» среды и пятницы, т.е. не постится в эти дни.
Так, в одном случае он упоминает о «неделе», т.е. воскресенье (Т380,
Э449об., С416, У309), в другом о «среде» (Т383об., Э452, С417об.,
УЗПоб.), хотя не исключено, что это слово означает здесь не среду, а
середину. Ср. также упоминание «недели» и «понедельника»: Т379об.,
Э449, С416, У308об.
«Истину ты не бесерменинъ кажешися, а христьяньства не зна­
ешь», — говорит Афанасию Никитину бусурманин Мелик (Т384,
Э452об., С417об.-418, У312).
8 2

8 3

Ср.: « . . . и познася со многыми индьяны и сказах им вьру свою,
что есми не бесерменинъ исаядетеш [Иисусовой веры] есмь христиа­
нину а имя ми Офонасей, а бесерменьское имя хозя Исуфъ Хоросани»
(Т377, С415, УЗОбоб.); в Летописной редакции здесь пропуск текста.
8 4

Святой человек в некотором смысле сам являет собой святое ме­
сто, т. е. представляет собой средоточие святости. В частности, юроди-