Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
ческое слово, которое соотносится со славянским «Ерусалимъ»; отно­
сительно «великого заговейна» см. ниже, примеч. 65.
6 3

Ср.: «Да о вьрь же о их распытах все, i они сказывают: вьруем въ Адама, а Буты [священная статуя], кажуть, то есть Адамъ и
род его весь» (Т377-377об., С415, У307; в Летописной редакции про­
пуск текста). Скорее всего, Афанасий Никитин отождествил с Ада­
мом Атмана, т. е. первооснову всего существующего и, вместе с тем,
эпитет Брахмы (см.: Минаев, 1882, с. 133-134), хотя не исключено, что
«здесь почитание индийского мифического первочеловека Ману ото­
ждествлено с иудейско-христианско-мусульманским почитанием пер­
вочеловека Адама» (см.: Петрушевский, 1958, с. 223, примеч.124); в
любом случае налицо явная тенденция так или иначе соотносить чу­
жой культ с собственными религиозными представлениями.
6 4

Ср.: «А намазъ же их на востокъ по-руськы, обе рукы подымають высоко, да кладуть на тьмя, да ложатся ниць на земли, да все ся
истягнеть по земли, то их поклоны. .. Или пришел, ины ся кланяють
по-чернечьскы, обе рукы дотычють до земли, а не говорить ничево»
(Т379, Э448об, С415об., У308).
6 5

Ср.: «Меликтучаръ пришелъ съ ратию своею к Бедерю на курбантъ багрямъ, а по-русьскому на Петровъ день» (Т387, Э454об., С419,
У314об.); «Меликтучаръ выехал . . . с ратию своею изъ града Бедеря
на память шиха Иладина, а по-русьскому на Покровъ святыя Бого­
родица» (Т388, Э455, С419об., У315); «во Гондустаньской земли той
торгъ лучили . . . на память шиха Аладина, на руськый праздникъ
на Покровъ святыя Богородица» (Т375-375об., Э446об., С414, У305).
Это соотнесение приблизительно, поскольку в другом случае Афана­
сий Никитин указывает, что праздник Аладину отмечается через две
недели после Покрова (Т376, Э447, С414об., У305об.). Характерно так­
же соотнесение паломничества индуистов в Парват со временем «вели­
кого заговейна» в цитате, которую мы приводили выше (в примеч. 62);
«великим заговейном» Афанасий Никитин в принципе называет заговены на Великий пост, т. е., видимо, масленую неделю (см.: Т377, С415,
У396об.; в Летописной редакции соответствующее место отсутствует).
66

С р . : «На другый же мьсяць увидьхъ горы Ефюпьскыя, и ту
людие вси въскличаша: „Олло бервогыдирь, олло конъкаръ бизимъ
баши мудна насипъ болмышьти" а по-рускы языком молвят: „Боже
господарю, Боже, Боже вышний, Царю небесный, и здь ли нам судил
еси погыбнути!"» (Т391, Э457-457об.; ср.: С420об., У317об.).
6 7

Вот дословный перевод мусульманской молитвы: «Бог покро­
витель, Бог всемогущий, видно нашим головам суждено здесь погиб­
нуть». Как видим, традиционные наименования Аллаха заменяются
на обороты, принятые при христианском молитвенном обращении.