Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
странство в категориях времени? Иногда это происходит, но —
характерным образом — только в тех случаях, когда мы обсу­
ждаем о д н о м е р н о е пространство; так, например, расстояние
может определяться тем временем, которое требуется д л я его
преодоления (и мы можем сказать: «Расстояние между Москвой
и Петербургом — восемь часов»).
Опыт восприятия пространства предстает как более про­
стой и естественный по отношению к опыту восприятия вре­
мени. В самом деле, пространство постигается эмпирически, в
процессе непосредственного чувственного восприятия, время —
у м о з р и т е л ь н о : переживать и осваивать пространство — в ком­
петенции наших органов чувств; переживать и осваивать вре­
мя — в компетенции нашего с о з н а н и я .
Человек осознает пространство постольку, поскольку он мо­
жет в нем перемещаться, т. е. он соотносит свой перцепцион­
ный и кинетический опыт; возникающие при этом представления
о пространстве могут затем как-то обобщаться, опыт восприя­
тия конкретного пространства распространяется на простран­
ство вообще.
Восприятие времени, между тем, в принципе абстрагирова­
но от непосредственного, чувственного восприятия — постольку,
поскольку человек не может произвольно менять свое положе­
ние во времени (подобно тому, как он это делает в простран­
стве), — и предполагает, следовательно, существенно более вы­
сокий уровень абстракции.
Итак, опыт восприятия пространства предстает как первич­
ный в гносеологическом отношении ; соответственно, он может
определять восприятие времени — время может осмысляться
как пространство.
Очевидно, вообще, что пространство и время предстают в
нашем сознании как соотносимые явления (категории, фор­
мы бытия). Они как бы изоморфны и могут быть уподобле­
ны друг другу: так, в частности, если пространство наполнено
п р е д м е т а м и , то время наполнено с о б ы т и я м и , ориентация
в пространстве ( п р а в о е — л е в о е ) соответствует ориентации
48

49

50