Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Все орды ему преклонилися,
Все языцы ему покорилися:
Потому Белый царь над царями царь.
(Бессонов, II, № 82, с. 302)
См. еще: там же, № 76, с. 271; № 77, с. 276; № 78, с. 280; № 83, с. 307;
№ 86, с. 319; № 87, с. 325; № 88, с. 332.
Ср. чин архиерейской хиротонии 1423 г., где поставляемый в
епископы читает свое «Исповедание», произнося: «Еще же и на том
обещеваюся: не хотети ми приимати иного митрополита, развее ко­
го поставят из Царяграда, как есмы то изначала прияли» (РИБ, VI,
JV 52, стлб. 454; ср.: ААЭ, I, № 375, с. 471); аналогичный текст епи­
скопской присяги цитируется в послании митрополита Фотия в Литву
1415-1416 гг. (РФА, JV* 125, с. 424-425; РИБ, VI, № 39, стлб. 327-328). О
митрополите Григории Цамблаке, поставленном в 1415 г. в Вильне ли­
товскими епископами, летописец сообщает, что он был поставлен «не
по правилам святых отец, не шля к Царюграду» (ПСРЛ, XXV, 1949,
с. 242).
Ср. позднее коронацию императоров именно в Москве. Нетруд­
но видеть здесь продолжение той же традиции — Москва сохраняет
функцию священного места и после перенесения столицы в Петербург.
В соборной грамоте русских епископов 1459 г. епископы напо­
минают о своем обещании, данном при поставлении, быть верными
митрополиту Ионе, а после его смерти — тому митрополиту, кото­
рый будет поставлен в Москве (РФА, № 14, с. 93-94, ср. с. 916; РИБ,
VI, № 83, стлб. 629-630, 632); см. еще присяжные грамоты епископов
1461 г. (РФА, № 31, 55, с. 142-143,194-195; РИБ, VI, № 92, 94, стлб. 684,
688-690), а также послание Ивана III новгородскому архиепископу Ио­
не около 1467 г. (РИБ, VI, № 100, стлб. 710, 712). Ср.: Белякова, 1982,
с. 154.
3 2

8

3 3

3 4

3 5

Ср. повольную грамоту (присягу) тверского епископа Вассиана
Освященному собору русской митрополии (около 1477 г.): «А к митро­
политу к Спиридону, нарицаемому Сатане, възыскавшаго в Цариграде
поставлениа, во области безбожных турков от поганаго царя, или кто
будеть иный митрополит поставлен от латыни или от турскаго обла­
сти, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединенна ми с
ним не имети никакова» (РФА, прилож., № 38, с. 690; РИБ, VI, № 92,
стлб. 683, примеч. 2). Перед этим здесь говорится, что признается ми­
трополит, поставленный «у престола Пречистыа Богоматери и у гроба
великаго чюдотворца Петра», т. е. в московском Успенском соборе.
Как видим, наличие православного «царя» (или государя) воспри­
нимается как необходимое условие правильного, подлинного поставле­
ния. В дальнейшем патриарх Игнатий, поставленный при Лжедми-