Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
татары и калмыки и прочие разных земель люди» (Скрипиль, 1947,
с. 299).
Само общение с иноверцами считалось опасным и предполагало
ритуальное омовение. Соответственно, при приеме иностранных по­
слов в XVI-XVII вв. рядом с троном стояла чаша для умывания с
тем, чтобы царь или великий князь мог умыться после того, как по­
слы приложатся к его руке; при этом только христианам дозволялось
целовать руку государя, мусульмане же к руке вообще не допуска­
лись (см.: Герберштейн, 1988, с. 213; Олеарий, 1906, с. 36-37). Поссевино пишет об Иване Грозном: «поговорив с послами любого государя,
после их ухода он моет руки в серебряном тазу, как бы избавляясь
от чего-то нечистого и показывая этим, что остальные христиане —
грязь» (Поссевино, 1983, с. 63, см. еще с. 23). Ср. в этой связи обык­
новение умываться после похорон или даже при встрече с похоронной
процессией (см.: Зеленин, 1914-1916, с. 312,412, 663; Виноградов, 1923,
с. 300-301), иначе говоря, при том или ином общении с потусторонним
миром; можно сказать, таким образом, что к иноверцам фактически
и относятся как к представителям потустороннего мира.
Как указывает Павел Алеппский (в середине XVII в.), русские из­
бегают общения с иноверцами, «потому что считают чуждого по вере
в высшей степени нечистым: никто из народа не смеет войти в жили­
ще кого-либо из франкских купцов, чтобы купить у него что-нибудь,
но должен идти к нему в лавку на рынке; а то его сейчас же хватают
со словами: „ты вошел, чтобы сделаться франком". Что же касается
сословия священников и монахов, то они отнюдь не смеют разговари­
вать с кем-либо из франков: на это существует строгий запрет» (Павел
Алеппский, III, с. 78).
2 0

Подобное наименование часто встречается в былинах (см., на­
пример: Рыбников, II, с. 13 и др.), а также в исторических песнях (в
частности, в песнях, записанных Р.Джеймсом в 1619-1620 гг., см.: Симони, 1907); примеры из духовных стихов мы цитируем ниже. Мы
находим его также у Курбского в «Истории князя Московского» (см.:
РИБ, XXXI, стлб. 134, 136, 216, 262, 266, 267, 271, 305-307) и в одной
из редакций послания старца Филофея (см.: Малинин, 1901, прилож.,
с. 50). В подобном же значении могут выступать наименования «Све­
тлая Русь», «земля светлорусская» и т. п.
2 1

Сказанному не противоречит выражение «Священная Рим­
ская Империя» («Sacrum Imperium Romanum»), которое относится
не к стране как таковой, но к институту управления, т.е. имеет
административно-юридический смысл (это выражение появляется при
Фридрихе I Барбароссе). Ср. выражение «Святоруская империя» у
Курбского (РИБ, XXXI, стлб. 307). См. в этой связи: Демпф, 1962.
2 2

Ср. в этой связи рассказ Исаака Массы о предполагавшемся бра-